Аграрное сальдо

Наша страна закрепила статус экспортера продовольствия

Наша страна закрепила статус экспортера продовольствия, увеличив в 2010 году продажи за границу в полтора раза: по итогам 2010 года предприятия Минсельхозпрода реализовали за рубеж сельхозпродукции на 2,2 млрд. долларов. А на внутреннем рынке преобладание отечественных продуктов позволило смягчить влияние мировых тенденций к удорожанию продовольствия.

В среду на коллегии Минсельхозпрода руководитель ведомства Михаил Русый заявил, что положительное сальдо внешней торговли белорусской сельхозпродукцией к концу 2015 года достигнет 4 млрд. долларов. Это должно быть обеспечено при общем объеме «аграрного» экспорта свыше 7 млрд. долларов и средней рентабельности не менее 11 % . Как передает БЕЛТА, по словам министра, планируется удвоить производство свинины, мяса крупного рогатого скота, птицы, а также молока и молочной продукции. Помогут это сделать прямые инвестиции в развитие хозяйств.

Были поставлены и задачи на 2011 год: производство зерна в объеме около 10 млн. тонн, картофеля — примерно 7,5 млн. тонн, льноволокна — 60 тыс. тонн. Производство молока — около 7 млн. тонн. Михаил Русый отметил, что основная задача растениеводства — обеспечить другие отрасли сельского хозяйства кормами.

Экспортировать много продовольствия, специализируясь на определенных направлениях его производства, — модель, достаточно распространенная в мире. Ее использовали многие страны, которые стремились к более интенсивному развитию экономики или накапливали силы для модернизации. Наиболее наглядный пример последних десяти лет — Бразилия, которая нынче торгует своей аграрной продукцией по всему миру, вплоть до продажи мяса в Россию. Там, кстати, как и в Беларуси, опора делается на крупные хозяйства с интенсивным товарным производством и современными агропромышленными технологиями.

Генеральный директор Научно-практического центра по земледелию НАН Беларуси доктор сельскохозяйственных наук Федор Привалов подтвердил высокую оценку экспортного потенциала продукции сельского хозяйства Беларуси на ближайшие годы. «Основной объем экспорта приходится на продукцию животноводства — мясные и молочные продукты, что вполне объективно. Это готовая продукция, полученная за счет более глубокой переработки сырья», — высказался Федор Привалов в беседе с журналистами.

Тем не менее и наша продукция растениеводства становится более конкурентоспособной на внешнем рынке, считает он. Например, Беларусь уже заявляет о себе как о производителе элитных семян зерновых. Достигнуты высокие результаты в области генетики и селекции сельскохозяйственных растений. За прошедшую пятилетку учеными НПЦ создано 170 сортов растений и 66 технологических разработок. Ежегодно увеличивается доля белорусских сортов сельхозкультур. В 2010 году она достигла свыше 75 % посевной площади республики. Своя научная база позволяет делать свои акценты в «зеленой революции», которая разворачивается на полях: отечественные сорта превосходят по продуктивности и устойчивости к природным катаклизмам зарубежные в большинстве регионов страны. За прошлый год в Госкомиссию по сортоиспытанию передано 36 новых сортов сельхозкультур, созданных селекционерами центра.

По данным Белстата, рост цен на продукты питания в 2010 году составил 14,1 %. При этом выделяются товары, которые дорожали опережающим темпом — крупы (39 %), растительное и животное масло (37,8 % и 38,8 %), картофель (58,7 %), сахар (27,8 %). Рекорд поставила гречневая крупа — рост в 2,2 раза. В значительной степени это отражает общемировую тенденцию удорожания продовольствия, прежде всего продуктов растениеводства. Повлияли также аномальная жара и снижение урожайности сельхозкультур, которые привели к росту цен не только в Беларуси, но и в соседних странах, прежде всего России и Украине. При этом следует заметить, что рост цен на мясные продукты и колбасные изделия был медленнее, чем в целом на продукты питания, а показатель по молочным изделиям был на уровне средних 14—15 %. Ситуация на внутреннем рынке в целом весьма стабильная, и наблюдается рост продаж продовольствия, прежде всего отечественного. Вместе с тем это очень ощутимый для населения фактор: ведь не менее трети своих доходов сограждане тратят на покупку продуктов питания (по данным обследования домашних хозяйств, которое проводит Национальный статистический комитет).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter