Афганистан, который все проиграли

Совсем недавно я писала о том, что Афганистан — могильщик империй, и говорила, что после вывода американских войск страна окажется под властью исламистского движения «Талибан». Это казалось мне, как и многим экспертам, очевидным. А вот президента США Джо Байдена, еще 8 июля заявлявшего, что вероятность установления талибами контроля над всей территорией Афганистана «крайне невелика», новость о том, что Кабул уже в их руках, а президент страны Ашраф Гани с чемоданами наличных денег срочно ее покинул, застала врасплох. Это означает, что США 1) недооценили противника, 2) переоценили союзников, 3) напрасно потратили 20 лет и более триллиона долларов в Афганистане. 

На прошлой неделе президент Байден говорил, что «мы обучили и вооружили новейшей техникой более 300 тысяч человек афганских сил». Жестокая правда состоит в том, что ни президент Байден, ни его советники не знают, какова реальная численность местной армии: многие подразделения существовали только на бумаге, хотя американское денежное довольствие получали регулярно. И это одна из причин, почему силы талибов, которые разные источники оценивают «всего» в 75–80 тысяч человек, так быстро захватили страну: им по-настоящему не сопротивлялись. Афганской армии не хватило не только численности, но и мотивации: когда президент и правительство держатся на иностранной силе, армия не защитит. Зато у «Талибана» мотивация есть. И деньги, кстати, тоже: в прошлом году талибы заработали 464 млн долларов благодаря горнодобывающему производству, 416 млн — на наркоторговле, получили 240 млн от иностранных доноров (да, есть люди и правительства, которые их поддерживают) и собрали 160 млн налогов с территорий под своим управлением. 

Молниеносный захват Кабула и так впечатливший весь мир хаос в аэропорту — крупнейшее поражение США в этом столетии. Сейчас многие сравнивают его с окончанием вьетнамской войны в 1975 году. Но Южный Вьетнам после вывода американских ­войск продержался два года. Сейчас солдаты США даже не успели уйти, а им на помощь высылают 6000 человек, чтобы обеспечить безопасность в аэропорту и эвакуацию иностранных граждан и помогавших союзникам афганцев. Весь мир обошли кадры того, как обезумевшие от страха за свое будущее люди пытаются схватиться за взлетающие самолеты, срываются и гибнут, как стреляют американские военные. Очень жалко людей. Но какое, по большому счету, американскому президенту дело до афганцев? У него другая задача, и совсем другие люди его интересуют — американские избиратели. И это, кстати, одна из причин, почему Джо Байден выводит войска сейчас и быстро: до промежуточных выборов в конгресс в 2022 году сегодняшняя трагедия забудется — внешняя политика для среднестатистического американца никогда не была приоритетом. 

«Это ужасное время для нашей страны, — говорит бывший президент Дональд Трамп. — Не думаю, чтобы за все годы США были настолько унижены. Не знаю, как это назвать — военное поражение или психологическое поражение, но никогда ничего подобного произошедшему в Афганистане не было». Трамп лукавит, хотя и говорит правду — свою собственную. Это ведь он договорился с талибами напрямую, в обход президента Гани, о выводе американских войск. А Байден, который многие договоренности Трампа отменил или проигнорировал, именно эту решил исполнить. В том числе потому, что верит: никогда не бывает хорошего времени для вывода американских войск, а уходить все-таки надо — «вечную вой­ну» невозможно выиграть. 

«У вас есть часы, а у нас есть время», — так, по слухам, сказали талибы американцам. Теперь у них есть и время, и часы, и новейшее американское вооружение, и целая страна. США проиграли и показали себя ненадежным союзником. Весьма вероятно, что лет через десять мы будем вспоминать это как начало конца американского доминирования в мире. У них на это нет больше ни сил, ни политической воли. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter