АЭС бояться — в будущее не ходить

Строительство на территории Беларуси атомной электро-станции до сих пор воспринимается неоднозначно. И в этом, наверное, нет ничего удивительного. “Чернобыльский синдром” все еще крепко сидит в сознании наших сограждан. Поэтому и аргументы против строительства белорусской АЭС находятся самые разные. И все же в любой дискуссии необходимо в первую очередь руководствоваться разумом и здравым смыслом, а не только эмоциональными категориями, которые, как говорится, за деревьями мешают увидеть лес.

Так что говорит разум? На минувшей неделе в Вене состоялась очередная конференция стран, входящих в Организацию экспортеров нефти. А в это время по ту сторону океана на нью-йоркской товарной бирже цена барреля нефти взлетает до рекордного уровня в 78,99 доллара. Случайное совпадение? Вряд ли. Скорее тенденция, которая заставляет серьезно задуматься не только специалистов, но и каждого из нас.
К сожалению, создатель обделил наши недра энергоресурсами, и ту же нефть мы вынуждены покупать по мировым ценам. Спровоцировать их скачок способно все что угодно — от обострения  ситуации на многострадальном Ближнем Востоке до неосторожного заявления кого-то из влиятельных политиков. Абсолютно ясно также, что с каждым годом будет дорожать и природный газ. И не только в силу политико-экономических причин: попросту запасы углеводородов на планете не бесконечны. А то, чего в природе мало, всегда стоит дорого.
Но мы, как правило, не утруждаем себя думами глобального масштаба. Люди хотят получать от жизни максимальное количество благ, желательно по минимальной цене. Мы требуем, чтобы в наших домах всегда были свет и тепло, хотим заправлять свои машины качественным и дешевым топливом, покупать свежий хлеб, носить добротную одежду и обувь. Однако, если не поменять свое отношение к проблеме использования энергоресурсов, завтра за все достижения цивилизации придется платить намного дороже. А учитывая, что основу белорусской экономики составляют крупные предприятия нефтехимического и машиностроительного комплексов, металлургии и электроники, которые требуют существенных энергозатрат, для нашей страны проблема энергетической безопасности актуальна вдвойне.
Не будем забывать и о том, что география импортируемых нами энергоносителей не отличается разнообразием. Нефть и газ мы получаем в основном из Российской Федерации. А в условиях зависимости от монопольного поставщика государству намного сложнее отстаивать свою позицию по ключевым вопросам политических и экономических отношений.
Расширение в энергетическом балансе страны доли местных видов топлива, как считают специалисты, сможет решить проблему лишь частично. К примеру, залежей каменного угля в Беларуси нет, а имеющиеся бурый уголь и горючие сланцы по своим характеристикам значительно ему уступают. Резервы гидроэнергетики также весьма незначительны. Что же касается использования энергии солнца, ветра, геотермальных вод, то соответствующие исследования белорусскими учеными проводятся, но с учетом климатических особенностей страны говорить об их значительной практической отдаче пока не приходится.
В общем, реальной альтернативы строительству в Беларуси собственной АЭС пока не видно. И нам по примеру других стран пора менять свое отношение к этому вопросу. За “бугром” уже давно подсчитали, что себестоимость производства электроэнергии с вводом АЭС снижается на 25—30 процентов.
“А как же безопасность и здоровье нации? — естественно, спросите вы. — Они ведь подороже любых дивидендов”. Кто же спорит? Абсолютно согласен с тем, что строительство АЭС следует начинать лишь после того, как будут проработаны и учтены все вопросы по части безопасности. Но мне непонятна логика оппонентов, искусственно раздувающих проблему и нагнетающих радиофобию, ссылаясь только лишь на чернобыльский опыт. Может, тогда вообще отменить все достижения прогресса и отправиться прямиком в каменный век? Правда, и там тоже, как учит история, жить было небезопасно.
А потом ведь вокруг нас уж столько построено атомных станций, что говорить о какой-то опасности, которую несет в себе строительство АЭС в самой Беларуси, по меньшей мере, смешно. В технологичной Японии доля атомной энергии в энергобалансе страны сегодня составляет почти 30 процентов. И это еще не рекордный показатель, во многих европейских странах он побольше будет. Но Страна восходящего солнца, если помните, расположена в горной местности, где постоянно существует угроза землетрясения. Однако никто там не рвет на себе волосы, требуя закрыть станции. Вопрос не в том, где расположены АЭС и сколько их, а в том, кто и как их будет проектировать, строить, эксплуатировать. С этой позиции система подготовки кадров, контроля за работой всех звеньев должна быть безупречной.
Несостоятельны и доводы оппонентов относительно экологического урона, который может нанести АЭС. Мало кто знает, что угольные ТЭЦ вредят окружающей среде гораздо ощутимее. Ежегодно они потребляют миллионы тонн кислорода, а взамен “пичкают” атмосферу токсичными веществами, золой и пылью. На АЭС таких веществ не образуется в принципе, а кислород вообще не расходуется. Наконец, уровень радиоактивности вокруг атомной станции в 20 раз ниже, чем вокруг обычных ТЭЦ.
Атомную электростанцию в Беларуси планируется строить с использованием самых современных технологий. Даже если на АЭС по каким-то причинам вдруг отключится электричество, она не будет представлять опасности для окружающей среды. Словом, вопросы безопасности при строительстве и эксплуатации белорусской АЭС специалисты выносят на первый план. И это, думаю, исключает всякие сомнения в ее необходимости.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter