О чем рассказывал российский кинокритик Антон Долин на мастер-классе для молодых белорусских режиссеров

Адвокат зрителя

Антона Долина встречали в Минске как рок–звезду. От благоговейного шепота «смотрите, живой Долин!» до афиш «легендарный российский кинокритик впервые в Беларуси с открытой лекцией» — редкой заезжей знаменитости удавалось так взбудоражить минскую арт–тусовку. Может ли критик быть медийным лицом, почему это вредно для зрителя и нужно ли режиссеру ориентироваться на чье–то мнение, Антон Долин честно рассказал на мастер–классе для молодых белорусских режиссеров. Полезную информацию мотали на ус и корреспонденты «СБ».



О народной кинокритике


Конечно, она засоряет эфир. Но ведь и критики засоряют. Кто сказал, что одно, пусть и профессиональное мнение ценнее другого? Сегодня есть лишь одна объективная система оценки фильма — его кассовые сборы. К сожалению, пока эта система работает только для голливудских блокбастеров. На любом другом поле она нерелевантна. Так, например, невозможно кассовыми сборами мерить новый фильм Джима Джармуша. Чем вообще его мерить? Вот об этом кинокритики и спорят. И мне кажется, что эта полифония голосов, когда с одной стороны — критики, а с другой — простые зрители, прекрасна. 

О зоне ответственности


Критик — это всего–навсего профессиональный зритель. В кино он точно так же плачет, когда грустно, смеется, когда смешно, и спит, когда скучно. Единственное отличие критика от простого зрителя — он чуть более образованный и смотрит очень много кино. Свою задачу я вижу в том, чтобы за зрителя сказать автору, что с его фильмом не так. Можно сказать, что я адвокат зрителя, соблюдающий его интересы.

О всеядности


У меня широкие вкусы. Нравятся и голливудские мультфильмы, и тайский видеоарт, и румынское радикальное кино, и фильмы Кристофера Нолана. Это не свойство меня как критика, это исключительно мое человеческое качество. Коллеги тысячу раз говорили: «Как ты можешь? Только вчера с тобой обсуждали «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую, а сегодня ты говоришь, что «Сталинград» хороший. Да не может такого быть, тебе не должно понравиться». А почему, собственно, нет? Это как будто утром я съел вкусное пирожное, а вечером соленый огурец. И он мне тоже понравился. Такое же бывает? 

О медийности


Моя медийность как критика, которая сама по себе является парадоксом и аномалией (ну не может быть известного кинокритика в принципе!). На кинотусовках режиссеры и актеры узнают меня в лицо, позволяют к себе подойти, пожать руку, похлопать по плечу, назвать на «ты». А потом мне нужно написать, что я думаю об их очередном творении. Это, конечно, не приводит к смягчению оценок, а лишь к серьезному корректированию лексики. Приходится тщательнее выбирать слова, потому что я знаю, как их всех они ранят. При этом я стараюсь избегать двойных стандартов. Не пишу о Карене Шахназарове нежно, а Спилбергу даю резкую отповедь. Вообще, идеальные отношения — это когда авторы и критики не знакомы. При этом авторы фильмов должны — я подчеркиваю! — читать критику. Не обязательно прислушиваться. Но читать, принимать к сведению — обязательно. Вы должны знать, какой ваш фильм зрители смотрят и почему.

О влиянии на индустрию


Кинокритика на сборы не влияет. Говорить о сборах имеет смысл тогда, когда в производстве задействованы огромные бюджеты. Но критики не будут писать о таких фильмах. Три года назад в Америке провалился в прокате фильм «Одинокий рейнджер». Режиссер Гор Вербински сказал, что это кинокритики виноваты, написали плохо. С этих слов хохотал весь Голливуд. Потому что все знают: подобного рода фильмы критики, как правило, стирают в пыль, но сама лента при этом собирает огромную кассу (как было с «Трансформерами», например). Людям, которые производят кино такого масштаба, вообще безразлично, что о них думают. Поэтому когда автор блокбастера заявляет, что в провале виноваты рецензенты, это значит, что у него совсем закончились аргументы и сказать в свое оправдание больше нечего.

Но когда фильм маленький, кинокритик может сильно повлиять на его судьбу. Возьмите малобюджетный трехчасовой «Тони Эрдманн» (в минском прокате — с января 2017 года. — Прим. автора). Его, я уверен, посмотрит большое количество людей. Все потому, что о нем уже несколько месяцев бесконечно пишут критики всего мира, лента взяла в Каннах приз ФИПРЕССИ в номинации «Лучшая картина года». И все сборы этого фильма будут только благодаря им. Ну и благодаря качеству самого фильма, естественно. Хотя ценность таких работ деньгами не измеряется.


Советская Белоруссия № 248 (25130). Суббота, 23 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter