Адреса детства

Один из них, расположенный в Минске по ул.Кирова, 16, хорошо известен многим поколениям столичных, и не только, жителей. Ведь в конце сентября Национальный центр художественного творчества детей и молодежи – правопреемник Республиканского дворца пионеров и школьников – отметит свое 70-летие. И если сегодня в нем занимается более 2,5 тысячи мальчишек и девчонок («Желающих гораздо больше, — признается его директор Владимир Шапуров, — да старые стены тесноваты»), то нетрудно сосчитать, для скольких ребят он стал школой творчества, помог реализовать свои таланты, способности и просто мечты.
Один из них, расположенный в Минске по ул.Кирова, 16, хорошо известен многим поколениям столичных, и не только, жителей. Ведь в конце сентября Национальный центр художественного творчества детей и молодежи – правопреемник Республиканского дворца пионеров и школьников – отметит свое 70-летие. И если сегодня в нем занимается более 2,5 тысячи мальчишек и девчонок («Желающих гораздо больше, — признается его директор Владимир Шапуров, — да старые стены тесноваты»), то нетрудно сосчитать, для скольких ребят он стал школой творчества, помог реализовать свои таланты, способности и просто мечты. Между прочим, ряд подобных адресов и юбилеев можно продолжить: недавно отметил почтенную дату Республиканский центр технического творчества, 30 сентября будут праздновать 75-летие «юннаты» — Республиканский экологический центр для детей и юношества… У больших круглых дат есть одна обманчивая особенность: достигшие их юбиляры кажутся живущими долго, счастливо и беспроблемно. О том, что это далеко не так, напомнили на днях встретившиеся с журналистами в рамках Недели учреждений внешкольного воспитания и обучения их руководители. Созданные во времена планового советского хозяйства, выделявшего деньги не только на бесплатное образование, но и на досуг юных граждан СССР, бывшие дворцы пионеров и школьников, технические и юннатовские станции не везде пережили крушение этой экономики. Во многих странах заботу о свободном времени детей переложили исключительно на плечи родителей. В Беларуси государственная поддержка системы внешкольного воспитания сохранилась: сегодня в стране работают 359 подобных учреждений и 27287 объединений по интересам, где занимается более 360 тысяч учащихся. Правда, ей тоже приходится осваивать рыночные элементы – открывать дополнительные платные кружки, оказывать платные услуги (деньги нужны и на развитие собственной материальной базы, и на поощрение преподавателей, ведь ставкой в 189 тысяч рублей сегодня трудно удержать специалиста). И даже проводить своеобразную PR-компанию, чем и стала, по сути дела, Неделя учреждений внешкольного воспитания и обучения. Впрочем, необходимость существования самой системы внешкольного воспитания под сомнение не ставится. Ну вот, скажем, как сегодня обойтись школе без Республиканского экологического центра для детей и юношества? Под его эгидой в рамках мегапроекта «Моя земля» проходят в республике конкурсы «Украсим землю своими руками», «Цветы победы», «Мой двор». Он является методическим штабом для 24 экологических центров и 44 внешкольных объединений экологического профиля. Кстати, заметили, как похорошели в последнее время школьные территории, сколько появилось на них альпийских горок, цветущих уголков? В этом – немалая заслуга центра, который вовлекает в свои проекты буквально всех школьников. Ведут здесь работу и с теми ребятами, которые серьезно увлечены наукой. В этом году, например, проект двух учащихся центра был удостоен серебряной медали на международном экологическом конкурсе в Турции. «А нынешней осенью, — говорит директор центра Лидия Калиновская, — мы открываем специальную школу «Экознайка» для малышей и их родителей с уклоном, разумеется, на экологию». Практически всегда возвращаются с наградами кружковцы Республиканской станции технического творчества. Так, на счету юных судомоделистов совершенно сухопутной Беларуси – 29 золотых наград международных чемпионатов. «А о большом творческом потенциале белорусских ребят, — говорит директор центра Виктор Цвирко,— свидетельствует тот факт, что 25 наших воспитанников имеют свидетельства об авторских изобретениях, в то время как число взрослых изобретателей и рационализаторов значительно сократилось». Кстати, сейчас центр занимается разработкой программы «Интеллект будущего», в рамках которой будет создана база данных на каждого ребенка, занимающегося техническим творчеством, определена система его развития и поддержки. Правда, для этого поддержка необходима и самим внешкольным учреждениям данного профиля. Ведь не секрет, что техническое творчество – одно из самых «дорогостоящих» (из-за нехватки материальных средств в первую очередь сокращаются технические кружки). К тому же до сих пор не решен вопрос с подготовкой кадров: специальность «физик – организатор технического творчества» существует только в гомельском университете. Хотя в пользу ее появления в других педагогических учебных заведениях говорит стабильное первенство Гомельской области практически во всех смотрах и соревнованиях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter