«А зори здесь тихие...»

Актеры советского кино
Завтра на СТВ в 13.25 мы увидим один из «боев местного значения» Великой Отечественной

Уж на что поднаторели в киноиндустрии американцы, а хороший идеологический сюжет картины «Спасти рядового Райана» опустили–таки до павильона, камней под ногами и ведра кетчупа. Ну не смотрел режиссер Спилберг наше кино о войне. А зря! Задумка его была понятной: спасти последнего сына в отдельно взятой американской семье — долг державы. Но при самом честном и непредвзятом подходе фильм все равно смотрится как «игра в солдатики» по сравнению с тем, как наши умеют «играть в войну».

Итак, наше кино.

В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий расскажет о войне неожиданным для той поры приемом: без батальных сцен танковых сражений и, простите, Гитлера в кадре. Красивые карельские пейзажи в картине «А зори здесь тихие...» завораживали зрителя. Фильм о пяти павших из двадцати миллионов жертв этой войны.

«Вот здесь Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает. Легонтово называется. Монах тут жил по прозвищу Легонт. Безмолвия искал.

— Безмолвия здесь хватает».

Это цитата из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» только подчеркивает крамольную на тот момент мысль: не все победы нашей армии начинались с криков «ура!». Ежедневные «бои местного значения» — прозаичны, герои — безымянны и как постфактум — безмолвны в государственном масштабе.

Каждая из 5 героинь картины на этой гряде приняла свой первый бой. И последний. Каждая из них спешила быть полезной. В драматической ситуации все это обретает особый смысл. Их совсем не героические смерти остановили 16 эсэсовцев отборной дивизии. В живых остался только старшина Васков. Вместо понятных и естественных для того времени криков «за Родину!», «за Сталина!» в конце фильма старшина хрипло проорал в кадре: «Что, взяли? Всего 5 девочек было! Пя–те–ро! И не прошли вы... Сдохнете здесь! Всех лично...»

Критики почему–то за такой финал картины отнесли Ростоцкого к тому направлению в советском кино, которое Пазолини называл неоромантическим. А на практике, смею думать, в нас до сих пор живет старшина Васков. Посылы врагам «не прошли!» и «сдохнете здесь!» как передавались, так и передаются в наших краях с молоком матери. Вот где тайна! Военная.

Станислав Ростоцкий

Ростоцкий родился в 1922 году. Прошел войну. «Эту картину я снимал как личный фильм, потому что воевал и потому что меня вытащила из боя женщина — Аня Чегунова, — говорил он в свое время. — Фильм — благодарность ей и всем женщинам, пошедшим на войну». Супруга — актриса Нина Меньшикова. Сын — актер Андрей Ростоцкий трагически погиб в мае 2002 года. В 2001 году режиссера не стало. Фильм «А зори здесь тихие...» получил приз на Венецианском фестивале, а через год после выхода на экран был номинирован на «Оскар».

Андрей Мартынов (старшина Васков)

— ...Ростоцкий в 19 лет на фронте потерял ногу. Мы даже не знали, что он на протезе. Он лез во все, в болота. Ему это ужасно натирало. Он никогда об этом не говорил. Ведь это все громадные нагрузки. Он с этой палкой по скалам по этим, бесконечным тропинкам, болотам. Он прежде всего должен сам все это посмотреть, пройти, проползти.

Мартынов был женат на немке. Некоторое время жил в Германии. Имеет сына — художника в Берлине. Долгое время работал на дубляже зарубежных фильмов. Его голосом говорил Марлон Брандо в «Крестном отце» и другие мировые звезды. Последние годы Андрей Мартынов отошел от кинематографа.

Ольга Остроумова (Женя Камелькова)

Народная артистка РСФСР Ольга Остроумова после триумфа в фильме «А зори здесь тихие...» долго не снималась. Но вышла на съемочную площадку только у Е.Матвеева в картинах «Любовь земная» и «Судьба», блистательно создав образ Мани Поливановой. Сегодня служит в Театре имени Моссовета. Замужем за актером Валентином Гафтом. Имеет от первого брака дочь и сына. Кстати, это она играет роль матери Андрея Жданова в популярном сериале «Не родись красивой». И там же официантку Василису играет ее дочь Ольга.

Елена Драпеко (Лиза Бричкина)

Заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко заседает в Госдуме — она депутат, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре и туризму. Дважды была замужем. Дочь Анастасия закончила Московский социальный университет.

Екатерина Маркова (Галка Четвертак)

Работала в театре «Современник». Екатерина Маркова в настоящее время успешно работает над созданием детективных романов. Супруг — актер Георгий Тараторкин (он, кстати, отец Андрея Жданова в сериале «Не родись красивой»). Дочь Анна Тараторкина сыграла главную женскую роль в новом фильме «07» меняет курс».

Ирина Шевчук (Рита Осянина)

Сегодня заслуженная артистка Украины Ирина Шевчук — директор Открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок». Больших ролей не было.

«Минчанка», которая никогда не была в Минске

Мы позвонили из редакции заслуженной артистке России актрисе Ирине Долгановой, которая исполнила в фильме Ростоцкого роль минчанки Сони Гурвич.

— Добрый день, Ирина Валерьевна! Вам звонят из Минска. Фильму в этом году исполняется 35 лет. В Беларуси до сих пор с большим состраданием переживают кинодраму «А зори здесь тихие...». Вашей героине бесконечно веришь, когда слышишь фразу: «Немцы Минск взяли...»

— Мне приятно слышать такие слова. Но, увы, в Беларуси я ни разу не была. Правда, мой родственник по материнской линии живет в Минске. Фамилию его я, к сожалению, сейчас не вспомню. Однако знаю, что он работал художником на киностудии. Когда–то благодаря маме мы часто встречались...

— А как готовил вас к роли Станислав Ростоцкий? Образ минчанки Сони Гурвич требовал особого отношения?

— О чем вы? Вы забываете, что фильм снимали в СССР. И каждый погибший советский человек не имел республиканской прописки в этом контексте. Общность советских людей была необъяснима. Жили одной семьей, боль прошедшей войны делили на всех, живущих в СССР.

Станислав Иосифович очень тщательно готовил нас еще до съемок. Например, я помню изматывающие маршировки на плацу... Учились разбирать и собирать оружие... Ростоцкий часто повторял: «Девчонки, вы сами еще не понимаете, на каком материале вы работаете! Проснетесь звездами!» И правда, так случилось. Никогда не забуду, как я приехала в Москву в Дом кино на премьеру: весь город был завешан афишами и большими плакатами, на которых стоит наша пятерка и старшина. До сеанса Ростоцкий сказал, что посвящает свой фильм всем женщинам — участницам войны. А буквально через пару дней я ехала в такси и шофер все время оборачивался на меня. Потом вдруг спросил: «Вы — Соня Гурвич? Я так и знал!» Честно сказать, я даже не представляла себе такой популярности, о которой говорил нам режиссер...

— Китайскую версию вы видели?

— Да, но не все серии. Мне показалось, что внешне их героини здорово напоминают актерский ансамбль Станислава Ростоцкого... Это и понятно: его фильм в Китае просто боготворят! Нашу творческую группу часто приглашают на тематические встречи. Ездили мы и в Китай. Андрей Мартынов — Васков — там настоящий народный герой.

— После такой творческой удачи провинциальной актрисы не было соблазна остаться в Москве работать?

— Соблазна не было, но предложения были! Победила молодость, которая диктовала иной, не конъюнктурный курс в работе. Меня пригласили в горьковский ТЮЗ — процветающий и авангардный театр того времени, в котором, кстати, работал ученик великой Кнебель. На этой сцене мною сыграно более 100 ролей...

— Если случится быть в Минске — милости просим в нашу редакцию. Своих «земляков–героев» в Беларуси помнят. Удачи вам!

P.S. Мэр Нижнего Новгорода, восхищенный работой заслуженной артистки России Ирины Долгановой, подарил ей «Волгу». Сейчас она играет в Нижегородском ТЮЗе. Сын работает врачом–стоматологом.

На снимке: Ирина Шевчук, Андрей Мартынов и Ирина Долганова в Карелии через 30 лет после съемок фильма.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter