А мне без разницы

Когда бизнесу в Беларуси и России станет одинаково комфортно?

Когда условия для ведения бизнеса в Беларуси и России станут одинаково комфортными?

Этот вопрос был вынесен в повестку дня прошедшего на днях заседания Совмина Союзного государства. «Задача двух государств — определить проблемные точки экономического взаимодействия, разработать и запустить механизмы их преодоления, — пояснил начальник Главного управления внешней экономической политики Министерства экономики Роман Бродов. — При этом диагностика должна производиться с учетом интересов предпринимателей, их реальной озабоченности».

Одна из категорий, которая безусловно свидетельствует об имеющемся дисбалансе, — это существенный разрыв между экспортом и импортом во внешней торговле Беларуси с Россией. На протяжении длительного времени мы закупаем на рынке восточной соседки товаров на суммы, в два раза превышающие объемы экспорта. В секторе малого бизнеса этот дисбаланс проявляется еще ярче. Так, по расчетам Минэкономики, вклад этого сектора экономики в отрицательное сальдо внешней торговли достигает примерно 30 %, а это минус 2,5—3 млрд. долларов ежегодно. Экспорт малого бизнеса в Россию составляет лишь около четверти от его импорта.

Хотя интерес к сотрудничеству между партнерами двух стран есть. Например, россияне готовы размещать на белорусских предприятиях заказы на выпуск комплектующих для их собственных производств. Глубокая промышленная кооперация могла бы принести обеим экономикам огромные выгоды, о чем не устают говорить и сами предприниматели. Однако белорусские партнеры, которые обеспечивают достойное качество продукции, выполняют работы вовремя и в необходимых объемах, зачастую не могут выйти на приемлемый для российских заказчиков ценовой уровень. «Себестоимость выше за счет более высоких, чем в России, цен на сырье, энергоресурсы, другие виды комплектующих, — поясняет Роман Бродов. — Отсутствие равных условий хозяйствования для предпринимателей снижает эффективность двустороннего сотрудничества».

Опыт Европейского союза, который дает немало полезных примеров для интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, показывает: в самых развитых странах условия для ведения бизнеса практически сходны. Это подтверждает и рейтинг Всемирного банка, который исследует условия ведения бизнеса. Так, разрыв между Германией, Австрией и Францией не превышает 10 пунктов, в то время как Беларусь, Россия и Казахстан «разбросаны» по самым разным уровням этого рейтинга. «Это обобщенные показатели, но они объективно демонстрируют: нам предстоит большая работа, — поясняет представитель Минэкономики. — Когда бизнес скажет, что с точки зрения условий и простоты ведения хозяйственной деятельности нет разницы, где работать, то мы будем считать, что преодолена самая главная из экономических преград».

Кстати, благодаря работе Союзного государства две страны оказались более подготовленными к интеграции в рамках Таможенного союза, чем Казахстан. «Можно сказать, мы экстерном сдали зачеты по многим темам, — уточнил Роман Бродов. — И теперь в рамках «тройки» для всех трех стран открываются интересные перспективы». В частности, появляется такое понятие, как «товар Таможенного союза», создается Единый паспорт товаров, произведенных на территории трех стран. И субъекты хозяйствования, связанные отраслевыми или профильными видами деятельности, могут выходить на рынки третьих стран единым блоком, используя возможности единой транспортной сети и преимущества открытых границ.

Как сообщил Роман Бродов, со следующего года для белорусских субъектов хозяйствования должен упроститься доступ к участию в российских конкурсных торгах и госзакупках. Как известно, в разгар кризисного 2008-го Россия приняла ряд протекционистских мер с целью защиты своего рынка и поддержки резидентов. В текущем году действует приказ Минэкономразвития об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств. В соответствии с ним субъекты хозяйствования РФ при осуществлении поставок на внутренний рынок в условиях конкурса либо госзакупок имеют преференциальную 15 %-ную поправку к стоимости своих товаров. Но этот сдерживающий фактор не является главным для наших предприятий, уточнил представитель Минэкономики.

В рамках Единого экономического пространства подписано соглашение о проведении государственных муниципальных закупок, согласно которому с 1 января 2012 года должен быть обеспечен национальный режим проведения госзакупок. И здесь наиболее проблемный момент состоит в том, что резиденты Беларуси не имеют доступа к электронным аукционам, доля которых в России подавляющая. Дело в том, что для участия в этих аукционах нашим субъектам необходимо иметь на территории РФ представительства, чтобы использовать, в частности, электронные ключи и подписи. Для решения этой проблемы создана рабочая группа по выходу в 2012 году на равные условия участия в госзакупках. «Вместе с тем мы также открываем доступ к своему рынку, это не однобокая выгода, — уточнил Роман Бродов. — Поэтому нашим субъектам в Беларуси придется держать конкуренцию с организациями из стран-партнеров».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter