А банкира узнаю по одежде…

На Западе, когда дело касается бизнеса и всего, что ему сопутствует, включаются рычаги жесткой диктатуры...

На Западе, когда дело касается бизнеса и всего, что ему сопутствует, включаются рычаги жесткой  диктатуры. К примеру, для делового костюма сложилась целая система символов. По цвету или покрою пиджака можно практически безошибочно определить, к какой области коммерции принадлежит его владелец. Приди на переговоры «не по форме» — и тебя неправильно поймут партнеры. Сегодня дресс-код — корпоративные требования к внешнему виду — начинает использоваться и белорусскими компаниями.

Традиционно повелось, что инвестиционные банкиры в Старом Свете носят однотонные итальянские костюмы и рубашки всех оттенков голубого. У судебных адвокатов несколько иная «форменная» одежда: полосатые английские костюмы, галстуки в мелкий горошек и цветные сорочки. Но непременно с белым воротником. Такая символика, несомненно, имеет свое практическое значение: сразу видишь область занятий человека, что заранее облегчает общение. 

От одежды зависит многое: психологическое состояние человека, настроение, даже работоспособность... Корпоративная политика относительно стиля одежды сотрудников — одна из маркетинговых составляющих бизнеса. Стиль, мода, удобство здесь имеют второстепенное значение. Конечно, стандарт вносит однообразие и безликость, но заодно и порядок. Для мира коммерции, скорее, важно второе, чем первое. 

Белорусский дресс-код впитал большинство традиций Западной Европы. Особое значение он приобретает в фирмах, деятельность которых связана с обслуживанием населения. Солидный вид менеджера по продажам внушает клиентам дополнительное доверие к товарам или услугам, подчеркивает устойчивость и благополучие компании. Три кита дресс-кода: респектабельность, добротность, сдержанность. Специалисты подсчитали, что для отраслей в сфере обслуживания и работе с населением (банки, страховые компании, торговля) фирменный стиль одежды способен на 10—15 процентов увеличить обороты. 

Итак, стандартные правила дресс-кода выглядят следующим образом. Для мужчин — непременно костюм строгого покроя. Расцветка ограничена синим, серым и коричневым, а также их оттенками. Ткань — однотонная. Позволительна лишь мелкая неяркая полоска либо клетка. Рубашка — только с длинным рукавом, белая, светло-голубая или цвета слоновой кости. Минимум украшений. Как правило, они не запрещаются в категорической форме, но не должны быть кричащими, режущими глаза. Массивные перстни-печатки, яркие заколки на галстуках, серьга в ухе навряд ли будут одобрены начальством. 

В серьезных корпорациях рабочее время женщины также проводят в костюмах: брючных или юбочных. Спектр цветовой гаммы более расширен, однако предпочтительны приглушенные, неяркие тона. Покрой — строгий, длина юбки — ниже колена. Блузки — закрытого типа, без декольте. Никакой яркой косметики. В любую пору года, даже самую жаркую, — колготки. Туфли — лодочки либо закрытого типа. Даже летом босоножки категорически запрещены. Конечно, большинство женщин воспринимают такие требования как акт насилия. Однако с позиции дресс-кода прекрасная половина человечества на работе прежде всего сотрудницы и представительницы компании. 

Кстати, хотя дресс-код как понятие и появился в странах бывшего СССР относительно недавно, в его внедрении «на производстве» мы уже перегнали Запад. По крайней мере, по статистике. Исследования показали, что требования в одежде закрепляются в служебных инструкциях в 70 процентах компаний крупного бизнеса в западных странах и в 75—80 процентах случаев, по крайней мере негласно,  действуют в белорусских и российских. В Европе принципы дресс-кода уже стали частью психологии делового человека, наши же сотрудники нет-нет да и могут сорваться на удобный джинсовый стиль. 

Правда, дресс-код не всегда улучшает маркетинговые позиции. В одном из российских холдингов, который занимался оптовой торговлей, ввели требования к стилю одежды. В подразделении фирмы, которая занималась поставками продуктов питания в магазины, нововведение дало положительный эффект — увеличились число партнеров и заказчиков, обороты, прибыль, но в сегменте металлопрокатной продукции обязательное ношение костюмов сыграло злую шутку. Металлические конструкции поставлялись в основном небольшим строительным предприятиям. А этот клиент со своей спецификой мировосприятия настороженно отнесся к продавцам в строгих «смокингах». Как ни крути, но отечественным прорабам ближе человек в джинсах, телогрейке и с папиросой в зубах. К такому больше доверия. В результате в данном подразделении холдинга дресс-код отменили. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter