…А 148 человек преследовались незаконно

Количество граждан, подвергнутых незаконному уголовному преследованию, за три квартала текущего года составило 148 человек. Эта цифра была озвучена на недавней коллегии Генеральной прокуратуры. Много это или мало?

Количество граждан, подвергнутых незаконному уголовному преследованию, за три квартала текущего года составило 148 человек. Эта цифра была озвучена на недавней коллегии Генеральной прокуратуры. Много это или мало? 

Если учесть, что за этот период времени следователями и органами дознания окончено производство по 57 447 уголовным делам, то брак составляет лишь мизерную часть от этого гигантского объема. Причем цифра подвергнутых незаконному преследованию   точь-в-точь такая же, как и за соответствующий период прошлого года. То есть получается, что удельный вес таких нарушений остался практически на том же уровне. Правда, если быть до конца дотошным, то можно этот вывод и опровергнуть. Ведь в прошлом году окончено  почти на десять тысяч уголовных дел больше. Но, в конце концов, не  процентным соотношением все определяется. Куда важнее конкретные человеческие судьбы, попранные права людей, незаслуженное обвинение в преступлениях. 

Причинами незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, отмечалось на заседании коллегии, являются несоблюдение законности при возбуждении уголовных дел (поспешность, низкое качество доследственных проверок и необъективность оценки всех установленных обстоятельств) и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Проколов такого рода могло быть и больше. Ведь в текущем году прокурорами отменено 2495 незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел всеми органами уголовного преследования. Реализуя полномочия, предоставленные уголовно-процессуальным законом, прокуроры за три квартала этого года санкционировали заключение под стражу 14 373 обвиняемых и подозреваемых. В связи с отсутствием объективной необходимости в применении именно этой меры пресечения в 940 случаях в даче санкции отказано. 

Коллегия отметила, что нарушения законности при привлечении граждан к уголовной ответственности стали возможны вследствие низкого уровня профессиональной подготовки следственного аппарата и органов дознания, ненадлежащей организации ведомственного контроля на всех стадиях уголовного процесса. 

Генеральный прокурор Петр Миклашевич указал на необходимость повышения эффективности надзора за деятельностью органов уголовного преследования и потребовал от прокуроров всех уровней принципиально и взыскательно реагировать на факты необоснованного возбуждения уголовных дел, незаконного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Он дал указание, сообщили «Р» в управлении правового обеспечения, информации и общественных связей Генеральной прокуратуры, по каждому факту незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности  принимать меры в отношении следователей и работников органов дознания, допустивших грубые нарушения законности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter