Ты помнишь, как все начиналось?
— Наталья Здиславовна, расскажите, как вообще 30 лет назад появилась идея создания общественно-политического еженедельника.— В конце восьмидесятых годов Белорусское телеграфное агентство перешло на хозрасчет, пришлось думать о дополнительных источниках доходов. Одним из них и призвана была стать газета «7 дней». Кстати, название предложил в то время работавший заместителем директора БЕЛТА Анатолий Прянишников. Анатолий Семенович и стал первым главным редактором.
Газета «7 дней» выходила по понедельникам — единственная из всех СМИ. И это оказалось фишкой еженедельника. Соответственно, к нему проявили повышенный интерес, и уже к 1993 году тираж достиг 300 тысяч экземпляров!
Важно, что в государственных СМИ страны ответственность за слово сохранилась. В интернете же информация меняется ежесекундно. И не просто меняется — изменяется. Люди в ней путаются, иногда не понимая, что на самом деле происходит. В газете сообщение проходит через ряд фильтров — сотрудников, каждый из которых выполняет свою задачу. Достоверность, правильность, грамотность, стилистическая точность — это все прибавляет ценности материалам.
— В то время газета «7 дней» имела четкую информационную направленность — публикации небольшого размера и, как правило, новостные…
— При создании еженедельника учитывался опыт популярной в то время московской газеты «Аргументы и факты». Но «7 дней» все равно имела свое лицо. Просто хотелось быть такими же оперативными и интересными. В газете печаталось много информации, о которой раньше нигде и никто не говорил. Например, как устроена процедура голосования в Парламенте, как там работают журналисты, что депутаты едят в столовой и сколько это стоит, какие у них зарплаты. Теперь такими подробностями никого не удивить, а раньше об этом говорить было не принято, и «7 дней» приоткрывала нишу.
День нынешний
— Мы вспомнили, какой газета была. А какая «7 дней» сейчас?— По-прежнему интересная! Как и 30 лет назад, здесь работает профессиональный, талантливый и творческий коллектив. Сегодня мы ищем новые формы работы, потому что жить в мире интернета и быть от электронных СМИ в отдалении уже нельзя. Развиваем мультимедийные каналы общения с аудиторией, расширяем присутствие в соцсетях. Наши журналисты учатся сами снимать видеосюжеты. В одном из последних номеров вышел репортаж о том, как валяются игрушки из шерсти. Автор сняла видео мастер-класса, и за день до публикации в газете мы выставили его в качестве анонса в соцсети. И моментально получили 2 тысячи просмотров!
Очень удобен в этом отношении оказался QR-код, которым мы сопровождаем интерактивные публикации. Некоторые читатели, особенно в возрасте, поначалу отнеслись к этой новинке с недоверием, а потом попробовали и оценили. Не надо заходить в интернет, набирать текст в строке поиска — просто навел смартфон на страницу и тут же открыл фильм, который приготовили журналисты.
Мы еженедельник и не ставим целью рассказать читателю новости. Скорее, стараемся найти интересные темы, сюжеты, проанализировать и раскрыть подробности событий недели, предложить комментарии.
— А кто вообще ваш читатель?
— Буквально на днях мы провели анкетирование, и выяснилось, что 30 процентов респондентов выписывают газету более 10 лет, при этом есть те, кто с нами практически с первого номера. То есть наш читатель — давний знакомый!
Еще один интересный момент анкеты: на первое место большинство ставит материалы на тему политики. Так что наши читатели — люди с активной гражданской позицией, интересуются глобальными процессами, происходящими в мире и в стране. Это, согласитесь, особенно радует в год важных выборов.
В следующих номерах…
— Сюрприз читателям к 30-летию приготовили?— Мы открываем новую рубрику «30 лет спустя». Будем рассказывать о том, как изменилась наша жизнь за прошедшие годы, что стало с людьми, со страной. Возьмем публикации «7 дней» за 1990 год и сравним с днем сегодняшним. Газета хороша тем, что она, по сути, архивный источник. Нынешняя молодежь даже не представляет, каким был исторический излом. Познакомиться с этими фактами, проанализировать их очень полезно — чтобы понять и оценить, в какое время мы сейчас живем.
— На ваш взгляд, у газеты будут еще юбилеи? Интернет не съест бумажную версию?
— Пресса будет жить. Убеждена, что как элитный продукт для наиболее продвинутой аудитории газеты будут существовать всегда. В Европе и США, к примеру, вновь заметно растут тиражи. А в Японии пресса вообще выходит миллионными тиражами. Это тенденция, и газета как привычка для многих останется. Но на эту тему приглашаю поговорить... на следующем нашем юбилее!
gilevich@sb.by