Отдел по охране правопорядка появился раньше официального пуска минского метро – 10 февраля 1984 года
Этот транспортный конвейер не знает остановок 20 часов в сутки. С 5.30 до 1.00 ночи 49 составов обеих линий успевают сделать 1245 рейсов и перевезти 700—800 тысяч минчан. В год через переходы и станции столичной подземки проходит более 242 миллионов (!) пассажиров. Каждое утро, обед и вечер здесь не протолкнуться: людская река полноводна в любое время суток…
«Стой, стреляю!»
— Опыта набирались у коллег в Москве и Киеве. И постулаты подземной службы, заложенные в те годы, не изменились по сей день. День-ночь, двое суток дома. В смену заступает не менее двух мили-ционеров. И самое главное, постовой не имеет права сидеть – все 12 часов он должен быть на ногах, — говорит Виктор Станиславчик, заместитель начальника ОВД по охране Минского метрополитена. – Сейчас в это трудно поверить, но почти 9 лет милиционеры несли дежурство без табельного оружия. Резиновая палка, наручники — и все: считалось, что стрелять в замкнутом пространстве нельзя. Однако…
Начало 1990-х. Смутное время: один за другим регистрируются факты неподчинения и нападения на сотрудников отдела. Кобура с пистолетом Макарова на поясе быстро привела в чувство отпетых нарушителей закона.
За все эти годы сотрудники отдела открывали огонь всего три раза. В 1993-м на «Октябрьской» пьяные отморозки брызнули постовому в лицо из газового баллончика и бросились на эскалатор. Тот достал ПМ и крикнул, что будет стрелять. Не поверили. А зря… Пуля попала в механическую ленту у ног одного из нападавших, оставив дыру в стальном покрытии. В итоге четверо «героев» ехали на верхний уровень станции, уткнувшись лицом в ступеньки. Второй случай был в 1994-м на «Площади Ленина». Опознали преступника, тот выскочил из подземки возле вокзала и скрылся за забором стройплощадки. Постовой – за ним. Искал долго. Заметил, когда тот уже пытался перепрыгнуть через забор. Предупредительный выстрел подействовал на горячую голову отрезвляюще. Последний эпизод произошел зимой 1999 года на станции «Площадь Победы». В комнату милиции забежал мужчина в тапочках и нижнем белье. Живет в соседнем доме на втором этаже, смотрел телевизор, услышал, что замок двери высверливают дрелью. Пришлось прыгать с балкона… Возле подъезда милиционер увидел двоих в масках — те врассыпную. Несколько раз выстрелил в воздух – бытовая техника, валюта и дубленка упали в снег вместе с грабителями.
Люди и рельсы
25 станций, почти миллион пассажиров в день – в метро спокойствием не пахнет. Основные проблемы с пьяными: скандалы, курение, драки. В остальном — кражи. Заявление о пропаже кошельков, документов и мобильников пассажиры пишут в среднем 2—3 раза в неделю. «Щипачи» наматывают круги по «перекрестку» «Немига»—«Купаловская» и «Якуба Коласа»—«Площадь Ленина» и, как правило, выбирают себе в жертвы женщин. Милиционеры в штатском десятки раз ловили карманников за руку, но желающих залезть в чужой карман по-прежнему немало. Самые же криминогенные станции подземки (судя по числу преступлений) – «Октябрьская», «Пушкинская» и «Институт культуры».
Даже случайные падения на рельсы — ЧП. Попытки суицидов (их с 1997 года уже 27) тем более.
— Помню случай: женщина стояла на платформе и разговаривала по мобильнику. На станцию въехал состав – решила, что ее. Сделала шаг и упала между рельсами, — рассказывает Виктор Станиславчик. – Бывает, спрыгивают с платформы и бегут в тоннель за поездом. Или ложатся на пути, хватаются за оба рельса и кричат что есть мочи. Ничего. Достаем. Но где на самом деле спрятан контакт, не знает никто. Секрет.
— В последние годы в службе под землей много перемен. После взрывов в Москве на каждой станции минской подземки появился металлоискатель, а показания видеокамер стали сохранять на жестком диске, — говорит Александр Филипчик, начальник отделения уголовного розыска. — Трудности нашей службы остались прежними: 12 часов под землей, в замкнутом пространстве, среди бесконечного людского потока и искусственного освещения. В час ночи начинается другая, невидимая часть службы, когда засыпает город и оживают подземные тоннели. На четыре с лишним часа они в распоряжении ремонтников метро.
На снимках: оперуполномоченный отделения уголовного розыска Олег ЮРОИТЬ проверяет документы.