Сегодня в Пекине открывается 19–й съезд Коммунистической партии Китая

24 иероглифа, которые меняют мир

Еще пару пятилеток назад это было бы сугубо внутреннее мероприятие. Сегодня это событие мирового масштаба, к которому одни присматриваются с тревогой, другие с надеждой. Экономический гигант, как пишут западные обозреватели, снова заметно «краснеет» и бросает вызов сверхдержаве... Съезд берет курс на, цитирую «Синьхуа», «создание новой обстановки социализма с китайской спецификой». Провозглашенный «курс 24 иероглифов», которые были крупно набраны красным цветом на первых полосах газет, стал отличительной чертой нынешнего лидера КНР Си Цзиньпина.

В последние годы «социализм с китайской спецификой» был как–то потеснен вполне рыночной экономикой. Но, как считает сам Си Цзиньпин, именно эта характерная особенность национального развития смогла обеспечить исторический скачок китайской нации.
Фото  РЕЙТЕР

Отсюда второе его политическое кредо — «Китайская мечта» с большой буквы. Это уже больше чем мечта о среднезажиточном обществе. Это национальная идея, которая совместно с «великой победой социализма с китайской спецификой» должна обеспечить великое процветание китайской нации. Амбициозно...

Не случайно во время избирательной кампании Дональд Трамп впервые признал Китай главным вызовом американскому статусу сверхдержавы. Китайская мечта versus американская? Что ж, сам председатель КНР Си Цзиньпин придал «Китайской мечте» глобальное измерение, продемонстрировав готовность взять на себя лидерство в развитии мировой экономики, в том числе через стратегию нового Шелкового пути. И не только в экономике. Теперь, по мнению Си Цзиньпина, Китай представил пример собственного развития для разрешения проблем человечества.

Так что будем внимательно наблюдать за ходом съезда, который, без преувеличения, изменит мир.

Накануне этого события мы попросили известных белорусских экспертов ответить на вопросы:

1 Что из достижений Китая за последние пять лет произвело на вас самое глубокое впечатление?

2 Как понимать практику в строительстве социализма с китайской спецификой? Как вы понимаете «Китайскую мечту»?

3 Какое влияние окажет 19–й съезд КПК на международный порядок и развитие мировой экономики?

Елена ДОСТАНКО, начальник Центра международных исследований факультета международных отношений Белорусского государственного университета, кандидат политических наук, доцент:


— Прежде всего отмечу важнейшие экономические показатели: средний рост ВВП КНР с 2013 по 2016 год составил 7,2%, в то время как средний рост мирового ВВП — 2,6%. Только задумаемся: вклад экономики КНР в мировой экономический рост в 2013 — 2016 годах составлял в среднем около 30%, что выше совокупного вклада США, ЕС и Японии. Да и в целом китайская доля впечатляет — 11,2 трлн долларов, или 14,5% мировой экономики.

Во–вторых, то, что Китай стал мощной научной державой. Расходы на научные исследования возросли по сравнению с 2012 годом на 52,2% и составили 237,7 млрд долларов. Это привело к значительным достижениям КНР: высокоскоростные железные дороги более чем 20 тыс. км в длину, а также поезда на литиевых батареях и подвесные железнодорожные пути; самый большой и чувствительный радиотелескоп в мире FAST в 500 м в диаметре; самый большой в мире самолет–амфибия AG600, китайский суперкомпьютер Sunway–TaihuLight, беспилотные лендер и супергрузовик, программа исследования Луны, космическая программа, запуск первого спутника квантовой связи Micius.

В–третьих, развитие экономических инструментов китайской внешней политики «мирного роста 2.0»: реализация инициативы «Один пояс, один путь», которая объединила более 100 стран и международных организаций. С 2014 по 2016 год объем торговли Китая со странами «пояса и пути» превысил 3 трлн долларов, инвестиции — 50 млрд долларов, построено более чем в 20 странах 56 зон экономического сотрудничества, создано 180 тысяч рабочих мест. Большие перспективы для мировой экономики несет учреждение Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития БРИКС, совместного финансового холдинга со странами Центрально–Восточной Европы в формате «16+1».

В гуманитарной сфере можно отметить отмену политики «одна семья — один ребенок», значительные усилия по сокращению бедности в стране — в настоящее время количество бедных в КНР (тех, чей годовой доход составляет 349 долларов США) насчитывает 43,35 млн человек, или всего лишь 3% населения КНР.

Александр ФИЛИППОВ, кандидат политических наук:


— Более важным, чем экономический рост, на мой взгляд, является закрепление двух качественных тенденций в этом росте. Во–первых, КНР все более уверенно заявляет о себе как о мировом центре самых современных технологий и инновационных производств. Второй важной тенденцией становится дальнейшее развитие социальной составляющей в экономике. Это отражается не только в таких показателях, как рост зарплат, повышение продолжительности жизни, резкое снижение уровня бедности, но и в общем увеличении качества жизни — доступность качественных продуктов и услуг, одна из самых развитых инфраструктур в мире, понимание важности экологических проблем и так далее. Именно качественные изменения в тех количественных показателях, которыми привык оперировать госаппарат в КНР, и представляется мне важнейшим достижением Китая за прошедшую пятилетку.

Отмеченные мною важные изменения за последние пять лет являются неотъемлемым элементом в развитии социализма с китайской спецификой. Когда в 1949 году страна сделала свой выбор в пользу социализма, существовал большой риск, что это будет не такое общество, где нет бедных, но такое, в котором точно нет богатых. Наверное, сейчас китайская социально–экономическая система заслужила бы пусть, может, и скупых, но все же похвал от теоретиков социализма.

Более того, сейчас у Китая есть и все необходимые ресурсы для построения общества, в котором высокий экономический рост гармонично сочетается со все более широкими возможностями для каждого человека, его все большей уверенностью не просто в завтрашнем дне, а в благополучном завтрашнем дне.

Председатель КНР Си Цзиньпин определил «Китайскую мечту» как «великое обновление китайской нации», особо отметив построение сильной и процветающей страны во имя благополучия людей. Наверное, гармония, развитие и благополучие и можно рассматривать как компоненты «Китайской мечты».

Игорь МАРЗАЛЮК, доктор исторических наук, профессор, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей:


— Самое главное, самое большое достижение Китая — это эффективная менеджерская работа. Система отбора управленцев и система их ротации. Даже не новые технологии, даже не рост ВВП, а именно уровень отбора и компетенции китайского управленца. В Китае некачественных государственных кадров практически нет. Это то, чему мы должны учиться и перенимать.

Понимаете, в чем самые главные выгодные позиции Китая? C одной стороны, абсолютно рыночные отношения и принципы управления бизнесом. В этом плане выстроена очень эффективная система. С другой стороны, понимание того, что рыночная экономика — это только этап для достижения высших фундаментальных целей. У Китая есть высокая идея, высокая мечта достижения общественного идеала, который если и достижим, то очень в отдаленном будущем. Но они к этому идут, и в этом их сила. Мир, где главным идеалом являются деньги, это мир не для китайцев и, думаю, не для нас. Потому что постановка высоких целей — это мечта о создании гармоничного общества. Китайцы реально оценивают свое положение, очень реалистично относятся к миру, в котором существуют. Следуя завету великого Дэн Сяопина, они раскрепостили деловую активность людей и стремятся сделать Китай великим. Хотя в стране еще достаточно проблем и бедных людей, но у них есть пошаговая стратегия, и они эту стратегию осуществляют.

С учетом особых, очень теплых отношений Минска и Пекина можно только радоваться тому, что Китай становится одним из самых главных ключевых игроков на земном шаре. При этом у Китая есть одна отличительная принципиальная черта. Он, конечно, продвигает по всему миру свои интересы, старается создать позитивный имидж своей страны и стремится реально входить в экономики других стран. Вместе с тем Китай считает невозможным для себя навязывать какой–то универсальный стандарт для всех. Китай — это поднимающаяся на наших глазах сверхдержава, которая считает, что культурное разнообразие человечества — это благо для самого Китая. И в этом великое благо для нас всех.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter