2011: наши итоги

К концу подходит год, и вот уже непоседливый Кролик готов преобразиться в яркого, эффектного Дракона...

К концу подходит год, и вот уже непоседливый Кролик готов преобразиться в яркого, эффектного Дракона. Суммируя события культурной жизни страны, мы пришли к выводу, что среди них было так много достойных, что не грех напомнить об этом еще раз. Нельзя объять необъятное, но попытаться выделить главное — можно...


Театр радует поклонников


Театральный 2011 год выдался насыщенным. Может быть, впервые за долгое время внимание было сосредоточено не столько на премьерах — ровных, добросовестных и разножанровых, сколько на самих событиях, расширяющих сознание и кругозор театралов. Прошло сразу несколько театральных фестивалей: в Бресте — традиционная «Белая вежа», в столице — «ТеАрт», «Панорама» и II Минский международный Рождественский оперный форум. Впервые была вручена Национальная театральная премия, тем самым дав понять «ху из ху» и очертив некое подобие профессиональной иерархии. Национальный академический Большой театр оперы и балета расширил сферу своего влияния и открыл филиал в Могилеве, обещая осветить своим прожектором и площадки других городов. К радости поклонников, пополнился список заслуженных и народных. Что ж, из таких маленьких радостей и состоит наша жизнь.


Фестивальное движение


Легкое идейное противостояние двух ключевых театральных фестивалей «ТеАрт» и «Панорама» ощущалось в воздухе. Направление и задачи вроде бы одни и те же: актуальный европейский театр и знакомство с ним зрителей, но имена в афише, финансы и команды разные. Главное, что зритель не оказался внакладе. Те, кто хотел, увидели лучший спектакль Европы последнего времени «У нас все хорошо» поляка Гжегожа Яжины (в нем, правда, не оказалось ничего экстраординарного: степень первоклассного абсурда снизила вторичная сатира на мир шоу–бизнеса), едкую и изобретательную «Парикмахершу» Виктора Рыжакова, романтичную и страстную «Анну Каренину» Анжелики Холиной. С фурором прошли и два интеллектуальных блокбастера — «Звуки тишины» Алвиса Херманиса и «Идиот» Эймунтаса Някрошюса. Так что полученных впечатлений достаточно, чтобы продержаться до следующей осени.


Вектор премьер


Нельзя сказать, что театр в уходящем году исключительно развлекал. Николай Пинигин выпустил в Купаловском «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл» и «Ночь перед Рождеством». Впечатлительный зритель на эти легкие, коллажные комедии ходит даже по нескольку раз. В театре им. М.Горького режиссер Ковальчик затеял «Свадьбу Кречинского», сатирик Михаил Задорнов приезжал, чтобы благословить, нет, не женщину, а премьеру Игоря Куликова по своим ранним рассказам «Записки усталого романтика». Валентина Еренькова продолжила гнуть свою линию и выпустила вопреки всем веяниям и модам исторический спектакль «Лев зимой», а Аркадий Кац новое прочтение «Пигмалиона» Бернарда Шоу.


Не сбавил темпа и Михаил Панджавидзе, отметившись в сезоне сложнейшими «Аидой» и «Севильским цирюльником». Заметно оживила ландшафт «Снегурочкой» в Большом и «Сильвой» в музыкальном театре Сусанна Цирюк. В театре юного зрителя Владимир Савицкий выпустил премьеру «Пан Министр», а Егор Легкин мелодраму «Мой бедный Марат».


Любовь без границ


Привечали в ушедшем году белорусский театр и на некоторых театральных фестивалях за пределами страны. До Эдинбурга или Авиньона он, правда, снова не доехал. Зато Национальный академический театр им. М.Горького побывал на V Всероссийском театральном фестивале им. Николая Рыбакова в Тамбове и Литве, Республиканский театр белорусской драматургии принял участие в VI Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Достоевского в Новгородской области. Любовь соседей в наше время тоже дорогого стоит.

 

«В музыке все спокойно»

 

«Путешествие за сокровищами»

 

«Под знаком классиков»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter