2. На что способна голова

За смелые эксперименты в барановичском колхозе «Заря» Леонид Ковалев получал нагоняи от начальства. Сегодня мы говорим: побольше бы таких предприимчивых руководителей на селе...

(Продолжение.Начало в номере за 9 октября.)

Промыслы «Зари»

Чего достиг Ковалев, когда многие годы настойчиво, упорно, прямо-таки одержимо создавал колхозное перерабатывающее производство? «Заря» имела около двадцати цехов и участков.

Были построены собственные овощеконсервный завод, цех по выпуску и выработке мясных консервов, летом действовало свыше 40 заготовительных и грибоварных пунктов. Это было не полукустарное производство, а настоящие предприятия с совершенным оборудованием. На заводе, к примеру, имелись квасильно-засолочное производство, консервное на три поточные линии: по переработке овощей, грибов, изготовлению натуральных соков. Да еще — бытовые комнаты, лаборатория, складской и административный секторы. Ежегодный выпуск — более трех миллионов условных банок грибов, плодоовощных консервов. Ассортимент продукции для колхозного завода необычайно широк: маринованные грибы, овощно-грибные солянки, квашеная капуста, различные соки, компоты — всего свыше 20 наименований.

Подсобные производства в колхозе — не какие-нибудь там детали к электронике или тюбики для помады, как делали некоторые хозяйства по договорам с предприятиями. Промыслы «Зари» давали продукты питания, то есть поставляли горожанам то, что и должна поставлять деревня…

Овощеконсервный завод ежегодно перерабатывал 600—700 тонн овощей, до 600 тонн фруктов, 500—700 тонн грибов и 250 тонн березового сока. У каждого, кто приезжал в «Зарю», возникал вопрос: где колхоз берет такое огромное количество сырья?

— С пашни и из леса, — отвечал Ковалев. — Овощи выращиваем на 60 гектарах. Плюс еще 6 гектаров теплиц. План реализации государству овощей в свежем виде, как правило, перевыполняем в полтора-два раза. Много перерабатываем. Передаем сырье на завод по плановой себестоимости. Яблоки закупаем у населения, а также у других хозяйств района. Рассчитываемся в соответствии с государственными закупочными ценами.

Березовый сок помогали заготавливать работники лесного хозяйства. Колхоз заключал договоры с Березовским, Слонимским и Леснянским лесничествами. Заранее оговаривали закупочную цену, выделяли партнерам стеклянные банки, деревянные бочки и транспорт. Кстати, все расходы по доставке сырья колхоз брал на себя. Березовый сок на местах проходил первичную очистку и без задержки поступал на завод. Чтобы не нанести урон лесу, для заготовки сока отводили специальные делянки, которые предназначались под вырубку.

Особая забота — грибы. На приемных пунктах работали опытные грибовары. С каждым из них хозяйство заключало договор. Грибоваров подбирали из числа пенсионеров, и они вносили свой посильный вклад в общественное производство. Собирали грибы студенты и школьники во время каникул, свободные от работы колхозники. В выходные дни в лес выходили целыми семьями. В дальние леса, на самые грибные «угодья», колхоз возил людей на своем транспорте.

Вскоре открылся цех по выпуску мясных консервов. Их производство не требовало строительства нового помещения — пригодилось неиспользованное помещение цеха для выпуска сухих яблочных вин. И пошла тушеная говядина, свинина, конина, лосятина, мясо дикого кабана. Еще — паштет мясной и печеночный, всего семь наименований продуктов. В сутки цех принимал и перерабатывал четыре тонны мяса. Потребности его полностью обеспечивались за счет поставок из хозяйств Барановичского района, поступало немало предложений по поставке скота и с других районов.

Странный покупатель из Таджикистана

Всю эту продукцию «Заря» реализовывала по прямым договорам с потребителями. Они заключались с организациями потребительской кооперации, государственной торговли, промышленными предприятиями. Некоторую часть продукции отправляли за пределы республики. Особенно большим спросом пользовались консервированные грибы: ежегодно на них «Заря» получала сотни заказов из разных уголков СССР.

Увы, удовлетворить их все колхоз не имел возможности, даже если бы создал еще несколько «грибных» производств. Кстати, Леонид Федонович об этом тогда мечтал.

В связи с этим мне вспоминается один весьма забавный эпизод. Поехал я в очередной раз в «Зарю». Ковалев водил меня по цехам, показывал, что появилось нового. Я заметил, что за нами неотступно ходит полный мужчина, темноволосый и темнолицый, явно из Средней Азии, и еле носит большой, туго набитый чем-то портфель. Интересуюсь у Ковалева, кто это.

— Да вот приехал аж из Таджикистана, — отвечает. — Просит маринованных грибов, готов закупить их у нас все.

Мы подошли к нему и спросили, откуда он узнал, что в «Заре» маринуют грибы.

— Из «Известий», — ответил мужчина. — Прочитал, и сразу сюда, чтобы другие не разобрали эти грибы.

Эксперименты во благо экономике

Развивая подсобные промыслы, колхоз, разумеется, не забывал и о главном. Особенно увеличилось производство и продажа мяса и молока. Откуда такой рост? Миллионы, что получили от подсобных промыслов, шли на развитие основного производства, социальной сферы. Ежегодно на строительство и реконструкцию производственных помещений, объектов социального и культурно-бытового назначения выделялись значительные финансовые средства. Были построены две животноводческие фермы на 400 голов, два кормоцеха, склад на 500 тонн, еще завод по производству безалкогольных напитков да банно-прачечный комбинат — лучший в районе, 22 жилых дома. Заасфальтировали 17 километров колхозных дорог. Вот чем оборачивались те самые боровики, сыроежки, лисички, тот же березовый сок. Они в прямом смысле слова поднимали колхозную экономику, развивали соцкультбыт.

Увлеченность Ковалева помогала проводить эксперименты в родной «Заре». Он страстно предавался любому новому делу, которое задумал. То была работа интересная, очень нужная его добрым «людцам», колхозу, ему самому.

«Сватовство» породило хорошую злость

Он часто при наших встречах вспоминает, как впервые приехал в «Зарю».

— Представляете, я — новый председатель, конечно, хотел показаться перед сельчанами в наилучшем виде. Думаю, подъеду к колхозной конторе с шиком. Не тут-то было. Даже вездеход ГАЗ-69 не мог преодолеть бездорожье и грязь, его тащил на буксире гусеничный трактор. Вот каким явился я тогда перед людьми, с которыми предстояло вместе работать. И это при моем-то характере! Таким было мое «сватовство» в «Зарю».

— А когда вы увидели, какое хозяйство приняли, наверное, совсем испортилось настроение?

— Да нет, наоборот, появилась какая-то злость, я бы сказал — хорошая злость, решительность. Ну, думал тогда, ты всегда хотел самостоятельной работы — вот и получил. Есть где проверить себя, на что способен, какая у тебя голова, что ты за человек. Давай, разворачивайся, здесь есть к чему приложить руки. Тогда и принялся за дело засучив рукава...

Михаил ШИМАНСКИЙ

НА СНИМКАХ: и зимой тянет родное поле; спасибо за труд!

(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter