История одной фотографии писателя Алеся Савицкого

«2 мая пал надменный рейхстаг»

Белорусского писателя Алеся Савицкого видел много раз. Высокий, благообразный, с какой–то военной выправкой. Он казался очень надежным и значительным, даже когда ходил по своему дачному участку с граблями или метелкой. В резиновых сапогах и старой одежде хозяин ухоженных шести соток выглядел элегантным. А уж когда надевал пиджак, густо увешанный орденами и медалями, то выглядел очень значительно.


Не про каждого даже большого писателя в среде литераторов ходят байки, легенды и истории. Об Алесе Савицком хватало.

Семнадцатилетним, в 42–м, он пошел в партизанский отряд «Смерть фашизму», а уже в 43–м командовал группой подрывников отряда «Большевик» на родной Витебщине.

Как–то признался, что за то время, пока партизанил, выплавил из неразорвавшихся бомб и снарядов несколько тонн взрывчатки. Сам удивлялся, что при этом остался жив. А вот как–то зимой перед заданием у него порвался валенок. Не идти же в одном? Молодого подрывника заменил друг. Ушел и не вернулся. Погиб... В его книгах о войне много трагических историй, свидетелем и участником которых ему довелось быть.

С 1944–го и до конца войны служил в армии, освобождал Литву, Польшу, участвовал в штурме Берлина и рейхстага. Есть фотография тех дней. На ней молодой Алесь Савицкий стоит рядом с трофейным мотоциклом и улыбается. Чуть стесняясь, он как–то рассказал историю. После взятия рейхстага солдатик из их роты предложил это великое событие увековечить. Нет, не фото сделать, не надпись выцарапать на стене, а выбить татуировки... Радость была такая, что многие согласились. Так у Алеся Савицкого появилась на кисти руки синяя надпись «2 мая пал надменный рейхстаг». На вопрос, а почему «надменный рейхстаг», Савицкий ухмылялся и говорил, что это из какого–то стихотворения Александра Блока про надменных тевтонцев. В будущем он немного стеснялся той заметной татуировки, а потому носил пиджаки с длинными рукавами.

В свои 85 он мог сидеть на крыше дачного домика и прилаживать конек. До 90–летнего возраста водил машину, а когда пошел продлевать права, то заявил врачу, что водит с 1944–го. Но доктор оказался непреклонен, на уговоры писателя–фронтовика не поддался, автомобиль довелось отдать сыну.

О нем вспоминают с восхищением, поражаясь его воле. После того как сломал шейку бедра, уже в очень почтенном возрасте, он не только поднялся на ноги, но даже заставил себя ходить без привычной в таких ситуациях палки...

Алесь Савицкий успел написать много книг, как для взрослых, так и для детей. Это романы, повести и документальная проза о сложном времени, в котором ему довелось жить.

ladzimir@tut.by

Фото предоставлено Евгением Коктышем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter