“Зроблена ў Беларусі” (Made in Belarus). Страна мощных “БелАЗов”, вкусного молока и безграничного гостеприимства

По своей территории и населению Беларусь хотя и не маленькая страна – она больше Австрии, Ирландии, Португалии, Греции и многих других стран, – но потягаться с Россией и близко не может. Однако нашлось в этом крае место и большим современным производствам, и ухоженным полям, и тысячам рек, сотням озер, бескрайним лесам, притягательным для туристов.
В советские времена Беларусь называли сборочным цехом. И это было действительно так. В послевоенные годы в республике выросли новые мощные предприятия, многие из которых стали брендами Беларуси. Это автотракторные гиганты МАЗ, МТЗ, БелАЗ, телевизионный “Горизонт” и многие-многие другие. В середине минувшего века началось активное освоение калийного месторождения, и сегодня “Беларуськалий” – один из лидеров на мировом рынке. Бурно развивалась и химическая, нефтехимическая отрасль. Все эти предприятия государство спасло в тяжелейшие кризисные годы после развала Советского Союза, и сегодня они активно работают на экономику суверенной Беларуси.
Как и ранее, славятся белорусские трикотаж, обувь. Нарасхват натуральные и качественные продукты питания. Огромные инвестиции в сельское хозяйство позволили стране не только обеспечить свои потребности в сельхозпродукции, но и зарабатывать на ее экспорте. Многие россияне знают вкус различных белорусских “прысмаков”: колбас, молочных продуктов, печенья и многого другого.
Все предприятия сегодня проводят масштабное техперевооружение, что позволяет им оставаться конкурентоспособными на мировых рынках. Например, по данным первых трех кварталов 2009 года, Беларусь осуществляла экспортно-импортные операции с 176 странами. Товары поставлялись на рынки 135 государств, импортировалась продукция из 167 стран. География белорусских поставок расширилась по сравнению с началом года, когда страна торговала со 127 государствами, экспорт осуществлялся на рынки 86 государств.
По данным Национального статистического комитета, основным торговым партнером Беларуси по-прежнему остается Россия. За три квартала 2009-го на нее приходилось 47 процентов всего объема товарооборота.
Беларусь даже в нынешние кризисные времена продолжает развивать свою экономику, в том числе проводя активную инвестиционную политику. Помимо внутренних ресурсов используются и внешние. За первую половину 2009 года иностранные инвестиции в экономику Беларуси составили около 4,2 миллиарда долларов. То есть за нынешние полгода удалось получить втрое больше, чем раньше за весь год.
При этом особенно оживились российские инвесторы. По итогам 2008-го их доля в притоке иностранного капитала в Беларусь составляла лишь около 30 процентов. А вот за шесть месяцев 2009-го – уже 68. Российские инвестиции за полугодие составили почти 2,9 миллиарда долларов (за весь 2008 год было меньше – около 2,2 миллиарда). По оценкам экспертов, почти 70 процентов притока иностранного капитала в Беларусь в первой половине 2009 года поступали из России, это в два раза больше, чем год назад.
Белорусское государство выделяет значительные средства на реализацию различных социальных программ, в том числе ежегодно наращивая объемы жилищного строительства. Если в 2003 году ввели в строй около 3 миллионов квадратных метров, то в нынешнем предполагается построить не менее 6 миллионов, то есть вдвое больше. За несколько ближайших лет планируется выйти уже на 10 миллионов.
При этом новоселье доступно для многих белорусов по цене. Более половины нового жилья предлагается гражданам вместе с правом получить льготный кредит. Процентная ставка 1–5 процентов годовых на период до 40 лет – таким привлекательным условиям могут позавидовать жители многих других стран.
В последние годы в Беларуси активно работают над улучшением делового климата, совершенствуется законодательство, инвесторам предлагают привлекательные преференции. Эти изменения отмечают и на международном уровне. В рейтинге Всемирного банка, отражающем привлекательность стран для ведения бизнеса, Беларусь за пару лет поднялась на
58-е место, оставив позади многие страны СНГ, в том числе Россию и Украину. Власти страны намереваются двигаться еще дальше и войти в тридцатку стран-лидеров.
Экономические стимулы предлагаются и предприятиям-гигантам, и малому бизнесу.
Поэтому активность предпринимателей возрастает. Только за девять месяцев 2009 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 16,3 процента, превысив 77 тысяч. Число индивидуальных предпринимателей выросло почти до 212 тысяч. В итоге удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2009 года составил 17,3 процента, в том числе от юридических лиц – 14,9 процента, от индивидуальных предпринимателей – 2,4. Планируется и в дальнейшем стимулировать развитие малого бизнеса. Это важно с точки зрения организации рабочих мест, усиления конкуренции и повышения устойчивости национальной экономики.
Субъекты предпринимательства работают не только в производстве и торговле, они активно развивают сферу услуг, в числе которых и туризм. Если всего три года назад в Беларуси насчитывалось менее 40 агроусадеб, то сейчас их число, по некоторым оценкам, уже около 800, то есть в 20 раз больше. Активно строятся гостиницы, места развлечений и прочие обязательные атрибуты современного отдыха.
Такая конкуренция заставляет проводить модернизацию и уже завоевавшим признание домам отдыха, санаториям, профилакториям. А это значит, что россияне, которые массово приезжают в Беларусь на отдых и лечение, смогут провести время еще в более комфортных условиях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter