«Запретный плод» всегда сладок. В Иванове прошел IV Международный кинофестиваль им. А.Тарковского «Зеркало».

Что скрывать, гений кино Андрей Тарковский и сегодня задает нам задачки. И только на первый взгляд они могут показаться кому-то простыми. В полной мере это стало очевидным на IV МКФ им. А.Тарковского «Зеркало», который проходил в Иванове с 24 по 30 мая.

Что скрывать, гений кино Андрей Тарковский и сегодня задает нам задачки. И только на первый взгляд они могут показаться кому-то простыми. В полной мере это стало очевидным на IV МКФ им. А.Тарковского «Зеркало», который проходил в Иванове с 24 по 30 мая.

Казалось, куда как просто – ниша зияла, в России, где каких только фестивалей ни проводится, не было фестиваля, посвященного создателю «Андрея Рублева» и «Зеркала». В какой-то момент все сошлось – современно мыслящий губернатор Михаил Мень с инициативной командой, меценаты, разделяющие мысль о том, что бизнес имеет смысл лишь в том случае, если ему «интересно духовное развитие населения» (группа компаний СУ-155, Инвест-торгбанк, «Лайф Банк», «Ельцин-центр»), директора ивановских кинотеатров, известные кинематографисты объединились и начали двигать в народ «брэнд» Тарковский.
Но вначале о хорошем. Ивановская земля прекрасна. Сами названия этих мест – Палех, Плес, Шуя, не говоря о Юрьевце и Завражье, которые в какой-то степени можно считать родиной Тарковского, звучат поэзией и в воображении любого человека рождают сонм ассоциаций. Культурная программа фестиваля на редкость обширна, участникам и гостям устраивают экскурсии во все эти уголки и встречают повсюду с той искренностью и радушием, на которые способна подлинно русская душа. Неслучайно у президента-дебютанта «Зеркала», лауреата Каннского фестиваля,  народного артиста России Павла Лунгина родилось такое сравнение: Андрей Тарковский совершил в кино то, что русская литература  в мировой культуре, – стал говорить о душе на языке души.  
Но сердцевина любого фестиваля – кино, а Тарковский – ниспровергатель и открыватель истин, по словам Павла Лунгина, бескомпромиссный художник, который не шел на уступки ни идеологии в СССР, ни экономическому давлению на Западе. И конкурсная программа все эти годы, наряду с внеконкурсными показами и всевозможными ретро-спективами, мучительно искала свой модуль. В отличие от прошлого года конкурс стал действительно интересным. В нем участвовали 16 стран, и представители 11 из них уехали с призами. И, редкий случай, мнения жюри, журналистов и зрителей, судя по реакции зала, в основном совпали в оценках.
Гран-при отдали картине «Запретный плод» Доме Карукоски (Финляндия – Швеция), остро решающей проблему нравственного выбора молодыми людьми. Героини Аманды Пилке и Марьют Маристо (лучшая женская роль на двоих) живут за городом, в общине лютеранских лестадианцев, где запрещены любые развлечения, алкоголь и косметика, не говоря о до-
брачных отношениях. Одна из подруг, по примеру сестры, очень хочет вкусить «запретного плода» и объявляет, что лето проведет в городе. Вторая, убежденная лестадианка, бросается ее спасать. Вкусив всего и испугавшись расплаты, девчонки возвращаются в пенаты. Радикалистка благополучно выходит замуж за назначенного жениха, а спасительница ее все же выбирает мирскую жизнь, в которой, кроме соблазнов, оказывается, есть настоящая любовь. Следить за тем, как девушке дается этот выбор, крайне интересно. Потому что это и есть те самые «движения души», которые сделал явными на экране гений Тарковского. 
Призом за лучшую режиссуру по праву, а не потому, что председателем жюри был его земляк, директор МКФ в Пусане Ким Дон Хо, награжден Чон Су Иль (Южная Корея – Непал) – за фильм «Гималаи – там, где живет ветер». Режиссер, защитивший в Париже диссертацию «Духовные искания героев Тарковского», убежден, что в жизни каждого человека бывает период, когда он должен поехать в Гималаи. Во всяком случае, с ним, как и с героем фильма, такое было. Картина медитативна, полна дивных пейзажей, которые лечат героя, возвращая ему жизненные силы (еще и Спецприз Инвестторгбанка «За изобразительное решение»). И способность говорить правду тогда, когда очень не хочется этого делать. И еще чудо в том, что вы ощущаете ветер, который дует, не переставая, в этих горах. «Лучшая мужская роль» досталась Юрию Назарову, сыгравшему главного героя в картине Насира Саидова «Истинный полдень» (Таджикистан – Иран – Россия – Нидерланды).
Картина Паймана Хагани «Человек, который ел вишни» (Иран) получила «Слона» Гильдии киноведов и кинокритиков «За верность традициям неореализма». Мы наблюдаем жизненную драму рабочего с фабрики, едва сводящего концы с концами. 
Журналисты подружились со всеми режиссерами, но всеобщим любимцем стал  Никша Свиличич из Хорватии, который вечерами прекрасно пел и играл на гитаре  в клубе кинематографистов. «Его картина «Я верю в ангелов» – о том, что любовь существует и ее нужно искать,  –  получила  Спецприз   СУ-155 и Приз зрительских симпатий.  Никша был так счастлив, что заявил со сцены: «У меня такое ощущение, что я на «Оскаре»!..» Картина Евгения Сергеева-Эпштейна «Переселенец» (Россия – Германия) получила Спецприз «Интерфакса». В новой номинации «Лучший дебют» победил Антон Косков с фильмом «Бездна». Ему был вручен сертификат на сумму 33 тысячи долларов – в надежде на новые свершения.
В «Нашем новом кино» зрители увидели последнюю картину Владимира Мотыля  «Багровый цвет снегопада», фильмы-лауреаты «Кинотавра-2009» – «Волчок» и «Кислород» и 31-го ММКФ – «Палата № 6», а также «Фонограмму страсти» Николая Лебедева. Была интересна панорама документальных фильмов Галины Долматовской, но шла она параллельно с конкурсом и пресс-конференциями с актерами, так что журналисты были на ней редкими гостями. А посмотреть было что. Беларусь была представлена программой анимационных фильмов.
Но сердцевина фестиваля, к сожалению, находилась в диссонансе с общей его атмосферой. С тремя (!) красными дорожками на открытии, с совершенно нелепым оформлением сцены – слово «зеркало» можно было прочесть несколько раз, а в один из моментов «расцвели» поролоновые анилиновые цветы, которые вдобавок стали сваливаться в оркестровую яму. С музыкой, уместной разве что в ночном клубе, со «сверхъестественными девушками» (моделями), по выражению человека, близкого Андрею Арсеньевичу, со слишком раскованными ведущими. Словно кто-то нарочно хотел сделать все наоборот или не очень понимал, для чего оформляет сцену. Павел Лунгин мягко заметил, что Андрей Арсеньевич, наверное, очень удивился бы, увидев это. Смею предположить другое…
Как ни поверни, время искать тональность. И нет ничего проще. Стоит пересмотреть фильмы режиссера, послушать музыку, которую он любил, увидеть картины, которыми восхищался. Вспомнить, как был он внимателен к деталям. А главное – дать возможность участникам фестиваля услышать людей, близких создателю «Зеркала», – его родственников, друзей, коллег. Их в мире немало…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter