Подробности рабочей поездки Лукашенко в Миорский район

«Никакого банкротства. Это суперпредприятие!» Важные решения ­Президента по спасению уникального производства

Новый руководитель Миорского металлопрокатного завода и изменение формы собственности предприятия. Импортозамещение в действии и рабочие места для местных жителей. Конкретные планы по развитию регионов и судьба налога на дары леса. Александр Лукашенко посетил Миорский район

«Космос», «ноу-хау в металлургии», «такого нет на постсоветском пространстве». Именно так отзываются специалисты о металлопрокатном заводе, который весной этого года заработал в небольшом городе Миоры Витебской области. Запустить полноценное производство должны были еще к 2020 году. Но растрата финансовых средств и невыполнение обязательств бывшим владельцем завода отправили амбициозный проект на простой. Почти 700 работников оказалось под угрозой увольнения. Вмешался лично ­Президент — и именно с его подачи дальнейшая судьба завода решилась в пользу сотрудников предприятия. А в понедельник Александр ­Лукашенко приехал проконтролировать ход выполнения поручений, поддержать коллектив и озвучить важные решения:
— С сегодняшнего дня вы работаете как предприятие белорусское, государственное. Никакого банкротства, никакой волокиты. Прекрасное производство, надо работать. В обиду мы никого из вас не дадим.

Воровать непозволительно

Именно здесь теперь изготавливают самую тонкую белую жесть на постсоветском пространстве, которая так необходима производителям тары и упаковки. Именно с развитием этого предприятия государство связывало особую надежду на импортозамещение, Миоры — на развитие, а здешние жители — на рабочие места. Под нужды современного производства в городе построили целые микрорайоны, реконструировали больницу, запроектировали кардиологический центр… Но частный бизнес дал осечку. Завод оказался в кредитной ловушке. Из-за отсутствия сырья и невозможности выполнять расчеты остановились цехи. Хотя, напомнил Александр ­­Лукашенко, общаясь с коллективом предприятия, ему обещали в Миорах сделать «райский уголок»:

— Были сорваны сроки строительства, а естественно, был сорван и выход на производственную мощность этого завода — 150 тысяч тонн такой красоты мы должны были производить в год. Более того, поставили на простой, людей начали увольнять... Как так? Тогда я начал принципиально заниматься вместе с Комитетом госконтроля и другим вопросом: почему остановили производство и начали увольнять людей? По моим данным, были уволены 82 человека. И после нескольких «вливаний» в Минске начальникам завод наконец-то заработал. В апреле 2022 года.

Свои обязательства, подчеркивает ­­Президент, частники не выполнили. Завод был изъят. Претензий к предыдущим владельцам у Главы государства масса. Главное, что волнует Александра ­­Лукашенко: сколько денег было украдено при строительстве. Ранее сообщалось, что инвестор вложил в предприятие около 400 миллионов евро… Глава государства констатирует:



— Завод этот столько стоить не может. Это мы видим при первом приближении. Значит, те, кто обещал построить этот завод, взяли кредиты в банках, заказали, привезли оборудование, построили завод. Дорого. Где деньги? Это главный вопрос к тем, кто сегодня находится в следственном изоляторе. И пока они мне не скажут, сколько украдено денег (на этот вопрос мы и сами ответим, идет ревизия, мы считаем, сколько фактически стоил этот завод), а главное, пока они мне не скажут, откуда они возьмут деньги, чтобы компенсировать государству эти деньги, вам, они будут там сидеть.  
Если они не поняли, что в Беларуси рано или поздно с тебя спросят: где украл и сколько украл… Непозволительно воровать. Поэтому деньги «в кассу» — завтра приходите. Если ваше ходатайство будет, рассмотрю его в течение недели.

«Засучить рукава и производить продукцию»

Спасать уникальное производство стало государство. Взяло на себя все долги, вложило немало денег. Бросить на произвол судьбы людей, в том числе уникальных специалистов, страна не могла. Да и экономика у завода выглядела вполне перспективной. Особенно в части импортозамещения. Руководство предприятия обозначает: после введения Евросоюзом санкций спрос на продукцию взлетел до небес. Рынок в России необъятный, спрос превышает предложение, качество с каждым днем улучшается. Только вот на проектную мощность по производству 150 тысяч тонн белой жести в год, докладывает ­­Президенту министр промышленности Петр Пархомчик, завод планирует выйти лишь к 2024 году — с опозданием в два с половиной года. Александр ­­Лукашенко не скрывает негодования: провалили!


— Идеальное предприятие превратили в банкрота. Какой он банкрот? У нас предприятий таких нет. Это суперпредприятие. Тут просто надо засучить рукава и производить продукцию, сбывать.
Немаловажный нюанс. У предприятия до этого понедельника директора не было, лишь антикризисный управляющий. Вопрос Глава государства потребовал решить в течение недели. Впрочем, буквально за час определился сам. Новым руководителем назначил Владимира Дьяконова, заместителя генерального директора по производству металлического листа и белой жести ООО «ММПЗ-групп». Коллективу предприятия о данном назначении ­­Президент сообщил лично. И озвучил еще одно решение:

— С сегодняшнего дня вы работаете как предприятие белорусское, государственное. У вас с сегодняшнего момента генеральный директор. Юридически это будет оформлено в течение двух дней. Никакого банкротства, никакой волокиты.


И еще один фактор, который вполне может мотивировать нынешних руководителей предприятия к дальнейшим свершениям: Александр ­­Лукашенко пообещал присвоить звание Героев Беларуси причастным к восстановлению работы Миорского металлопрокатного завода.

— Имена не называю пока. Когда выполнят то, что обещали, я выполню свое обещание. Вы должны рождать будущих героев Беларуси. Прекрасное производство, надо работать...

­­Президент знает и об имеющихся проблемах. В частности, об отсутствии ритмичности и своевременности поставки сырья, о вопросах с реализацией готовой продукции. Тему, к слову, затронули еще во время посещения цехов. Глава государства подчеркнул, что предприятие должно обслуживать 100 процентов белорусского рынка. Говорили и о вводе в эксплуатацию водородной станции.

— В будущем году у вас не должно быть проблем, — пообещал Александр ­­Лукашенко. — Это самое главное обещание, которое ваш руководитель дал мне.  
На данном предприятии можно зарабатывать хорошие деньги. В обиду мы никого из вас не дадим. Поэтому вы можете спокойно работать. Завод будет работать именно так, как мы когда-то мыслили. Вы — это весь Миорский край. Если вы будете работать, ваш завод, это потянет весь край вверх.

Время прибавить скорость

Санкции, импортозамещение, стабильная работа предприятий. Тему Глава государства развил, отвечая на вопрос начальника прокатно-термического отделения листопрокатного цеха Миорского завода Аркадия Раловца. Вопрос о насущном — недальновидных решениях отдельных западных политиков, которые затрудняют сотрудничество. Какие действия будут предприняты для поддержания стабильного уровня нашей экономики в условиях санкционного давления?

— Аркадий, почему я здесь и нахожусь. Мы должны пройти каждое предприятие и посмотреть, что ему не хватает. Вот я и приехал. Посмотрели, чего вам не хватает. Хороший кнут — вот что нужно. Может, не столько для вас, сколько для отдельных, кто здесь находится, — ответил ­­Президент.

Глава государства убежден, что коллектив Миорского завода будет работать с удовольствием даже в непростых условиях. Именно здесь освоена техника, которой владеют лишь единицы предприятий в мире. Заказы тоже есть. Главное, подчеркивает Александр ­­Лукашенко, чтобы не начиналась «тягомотина»:

— Возникла проблема — ее нужно решать, решать мгновенно. Нас попытались санкциями задушить. Даже вас не задушили — вы были фактически не работающее предприятие. А те, кто работает, им кто мешает работать?



Говоря в общем о санкционном влиянии, Глава государства подчеркнул, что спрос на белорусскую продукцию сейчас огромный. В частности, ­­Президент коснулся сферы производства сельскохозяйственной техники и комплектующих к ней:

— Из России немцы, американцы ушли, которые купили там заводы, — у нас открылся рынок. Министр промышленности докладывает: мы не успеваем для «Ростсельмаша» в России комплектующие, которые они просят нас, сделать на «Гомсельмаше». А я помню, как они нос задирали и даже не хотели с нами разговаривать.

Поэтому нынешнее время — время возможностей, уверен ­­Президент. Но нужно постоянно быть в движении:
— Только те выйдут из кризиса окрепшими, кто будет бежать. Пойдем пешком — нас догонят и раздавят, затопчут.

 Для бизнеса главное — прибыль

Расслабляться нельзя в том числе и потому, что наиболее враждебно настроенное к нам государство находится прямо у наших границ. Речь о соседней Польше. И в связи с этим Александр ­­Лукашенко вновь высказался о поведении их политиков:

— Самое агрессивное по отношению к нам государство. Не понимаю — зачем? У нас живут этнические поляки, нормальные люди. Неплохо работают. Единицы есть очумелые, так у нас и белорусов таких хватает. Нормально можно жить и работать. Чего им не хватает? Рейтинг их лидеров уже ниже 30 процентов.


Польское руководство, акцентирует Глава государства, имеет полную зависимость от своих американских патронов:

— Они сели на американскую кобылу и скачут по Европе. Немцы их ненавидят уже вокруг, но терпят. Почему? Потому что американцы их поддерживают. Они уже готовы часть Украины оттяпать, Беларусь они целиком готовы проглотить. Не получится!

­­Президент также подчеркнул, что эти политики временные и разговаривать там сегодня фактически не с кем.

Политика политикой, но бизнес живет по своим законам — прибыли. А деловые люди, обращает внимание Александр ­­Лукашенко, всегда ищут пути взаимодействия.

— Если им надо вот это «золото», которое вы делаете, — обратился Глава государства к работникам ММПЗ, — окольными путями, как угодно, через Африку, Азию, но мы его продадим, этот товар. И продаем.

Если на примере ММПЗ говорить о трудностях в поставке сырья из-за санкций, то они, по мнению белорусского лидера, тоже решаемы, потому что по тем же самым причинам испытывает трудности металлургический рынок РФ. В России готовы вывозить металл всем, кто желает его приобрести, даже по чайной ложке.

О деле государственном

У Миорского металлопрокатного завода есть все, чтобы трудиться эффективно сейчас и в будущем, уверен ­­Президент. При этом Глава государства отметил, что 60 — 80 высокопрофильных специалистов, в которых нуждается завод, можно найти в вузах. Он призвал директора производства подбирать кадры с университетской скамьи и повышать их квалификацию уже на месте. Конечно, молодым сотрудникам нужно жилье. Если потребуется, государство подставит плечо в этом вопросе. Нужно сделать все, заявил Александр ­­Лукашенко, чтобы предприятие работало:
— Это самый современный завод, его нельзя угробить. Это молодой завод для молодежи. Берегите это предприятие, для вас нет и не будет никаких проблем, потому что продукция, которую вы производите, нужна во всем мире.


Завод станет и локомотивом развития Миорского района. Он также вполне может обеспечить региону стабильное развитие в будущем. Ирина Радюк, инженер-энергетик предприятия, свой вопрос белорусскому лидеру также задала о том, что будет дальше. В частности, сотрудницу интересовали меры, которые будут предприняты для развития подобных Миорщине регионов. По словам ­­Президента, идти по пути создания крупных производств в небольших городах, как это было в данном райцентре, нецелесообразно по многим причинам. Одна из них — отток кадров в более крупные города, вследствие чего даже в сельском хозяйстве рабочих рук становится недостаточно.

— Этим путем мы будем идти точечно, только в некоторых городах Беларуси, — констатировал Александр ­­Лукашенко. — А поселки будем развивать за счет конкретных проектов. В других небольших городах Витебской области — Глубокое, Сенно — нужно создавать производства максимум на 60 человек. И каждому председателю райисполкома поручено в течение года создать такое производство. Чтобы люди работали и могли заработать.

Что касается строительства детских садов, школ и больниц, ­­Президент заверил: это делаться будет, это дело государственное.



— Будем помогать и по жилью, — добавил Александр ­­Лукашенко. — Но вы должны сами зарабатывать, строить вместе с предприятием. Мы будем поддерживать ваше предприятие, чтобы вы строили арендное жилье. Чтобы это жилье принадлежало заводу. Пришел на завод — получай квартиру. Ушел — до свидания. Скажете, привязываем людей к работе. Но куда деваться?!

При этом Глава государства подчеркнул, что Миоры — уже сейчас неплохой городок. Кроме того, он отметил, что данному райцентру будет помогать и металлопрокатный завод, когда встанет на ноги. А главной движущей силой ­­Президент назвал людей:
— Вы должны беречь свой край! Не надейтесь, что кто-то к вам придет и что-то сделает. Это место для вас и ваших детей, где вы будете жить и работать.

Выдуманный налог, которого никогда не будет

Анжелика Новик, специалист по кадрам, рассказала белорусскому лидеру об одном из слухов, который ходит среди жителей региона. Мол, вот-вот в стране введут налог на сбор грибов и ягод. Неужели правда? Люди же говорят… Глава государства в ответ признался, что для него этот вопрос — полная неожиданность. И заверил, что такого налога никогда не будет:

— Пока я ­­Президент, деревенский человек, какой налог на грибы и ягоды? Это дикость, дурь полная, никогда этого не было и быть не может. Собирайте эти грибы, закатывайте, продавайте. Полная неожиданность! Не будет этого, не слушайте никого. Я, наоборот, сторонник того, чтобы люди на этом зарабатывали.


Александр ­­Лукашенко вспомнил о том, как санитарные службы несколько лет назад запретили продавать ягоды, грибы и фрукты на обочинах дорог, ссылаясь на то, что это небезопасно для здоровья. Тогда ­­Президент возмутился и дал указание прекратить разбой, чтобы у людей была возможность продать собранные ягоды и грибы:

— У нас украинцы даже в войну переходят границы (мы им разрешаем, обычные люди) и собирают дикоросы: клюкву, чернику... Говорю: откройте границу, это же бедные люди, какие там шпионы? Шпиону если надо, он преодолеет границу другим путем. Люди приходят, собирают и зарабатывают в год — семьи — по 10 тысяч долларов. Слушайте, это их доход! Они с тех советских времен приходили и собирали там эту ягоду, клюкву в основном. И они это ценят до сих пор. Так почему я своим людям должен запретить собирать ягоды и грибы и продавать? Да побольше вы собирайте этих грибов, ягод и торгуйте!

Как увековечить память о героях

Героев Советского Союза, Социалистического Труда становится все меньше. Почему бы в Год исторической памяти не продолжить хорошую традицию по присвоению организациям имен наших земляков, которые своим трудом внесли вклад в развитие страны, защищали ее? Такое предложение от имени коллектива выдвинул Сергей Панизик, энергетик цеха.

— Абсолютно вас поддерживаю. Вот будет у вас минимум два героя (я думаю, больше) — назовите их именем этот завод. Я вас поддержу, подпишу указ, — заверил Глава государства.



Единственное, против чего выступает ­­Президент, — это памятники:

— Вот «давайте памятник ­­Лукашенко, Петрову, Сидорову!» Слушайте, мы делаем свою работу, какие памятники? Давайте будем от конкретного: недавно ребята, наши пилоты, погибли, уводя самолет от Барановичей. Через год мы поставили на том месте памятник. И они заслужили этого. Если кто-то заслуживает — ради бога. Но это не должно быть какой-то модой.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Сергей Гунько, директор ОАО «Белцветмет»:

— Когда строился завод, предполагалось, что продукция будет реализована в первую очередь на европейском рынке. Однако с учетом введенных ограничений белая жесть попала в санкционный список, в связи с чем мы переориентировались на Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан. Комплекс мер, которые будут проведены по поискам рынков сбыта, продажам и замене оборудования, должен вывести завод на максимальную производственную мощность к 2024 году.

Владимир Дьяконов, генеральный директор Миорского металлопрокатного завода:

— Мне нужно будет создать технологический климат, дисциплину, которая позволит обеспечить непрерывность этой технологии. Верим, что люди, которые здесь работают, станут единой технологической семьей. Будет коллектив, будет технология — у нас будут и качество, и количество. Поэтому очень большое внимание обращаем на кадры. Люди здесь прекрасные, работящие: 457 человек с Миорского края, 14 человек из России, есть работники из Казахстана, Украины, есть специалисты со Жлобинского металлургического завода, которые переквалифицировались.

deu@sb.by



Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter