“Храм Мадонны” Алексея Кузьмича. Столичный Дворец искусств на две недели превратится в “Храм Мадонны”.

Так назвал белорусский художник Алексей Кузьмич свою персональную выставку, которая откроется сегодня вечером. Помимо всего прочего, она — юбилейная. В нынешнем году мастеру исполнилось 60 лет. Художники не уходят на пенсию, они продолжают творить и молоды душой, пока в ней живет Божья искра. Да и не похож этот красивый человек на пенсионера — он энергичен и полон идей. Я заглянул в его мастерскую в Троицком предместье рано утром, накануне открытия выставки. Большинство картин уже увезли во Дворец искусств, за остальными должна была приехать еще одна машина. То и дело звонил телефон, на столе — пачка еще не разосланных приглашений...

Так назвал белорусский художник Алексей Кузьмич свою персональную выставку, которая откроется сегодня вечером. Помимо всего прочего, она — юбилейная. В нынешнем году мастеру исполнилось 60 лет. Художники не уходят на пенсию, они продолжают творить и молоды душой, пока в ней живет Божья искра. Да и не похож этот красивый человек на пенсионера — он энергичен и полон идей. Я заглянул в его мастерскую в Троицком предместье рано утром, накануне открытия выставки. Большинство картин уже увезли во Дворец искусств, за остальными должна была приехать еще одна машина. То и дело звонил телефон, на столе — пачка еще не разосланных приглашений...

— Хочется лично их разнести и подписать каждое не тривиально, а сопроводить теплыми словами, — сказал Алексей Васильевич. — Пусть не обижаются те, кого в этой суматохе не успел пригласить. Пользуясь случаем, семья Кузьмичей приглашает всех на выставку через вашу газету.
— Семья Кузьмичей — это...
— Моя жена Инесса. Двадцатилетняя дочь, которую я назвал в честь супруги тоже Инессой. А сына, который перешел в одиннадцатый класс, зовут, как и меня, Алексей.
— Они не пошли по вашим стопам?
— Нет. Хотя дочь очень любила рисовать.
— Одна из первых ваших персональных выставок, посвященных Мадоннам, прошла более десяти лет назад. Она называлась “Сошедшие с небес”. И сколько с тех пор “сошло” ваших Мадонн на грешную землю?
— Около тысячи. За это время у меня было 8 больших выставок. А вообще я рисую Мадонн уже лет тридцать.
— На плакате выставки “В лучах возвышенных Мадонн”, состоявшейся в 2001 году в минском Дворце искусств и занявшей все его этажи, как и сейчас, была изображена Евфросинья Полоцкая. Но это уже другая картина?
— Ту я подарил мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Когда он увидел ее, был просто потрясен — прослезился, поцеловал ее, опустился на колени.
— Ваше имя широко известно. Наверняка есть много желающих купить ваши картины?
— Увы, это не так. Мои работы покупают или хотели бы купить небогатые люди, в основном это представители интеллигенции. С богатыми мои отношения как-то не сложились. Да и зачем им мои картины? Они ведь будоражат душу, взывают к совести, дисгармонируют с помпезными офисами и обставленными с размахом домами.
— Слышал, вы решили подарить своих Мадонн всему нашему народу?
— А почему бы и нет? Свои работы дарили странам, в которых творили, Сальвадор Дали, Пикассо, Глазунов, Шилов... Моя мечта — создать в Минске музей Мадонны, своеобразный храм любви и красоты. Такого еще нигде не было! Причем он должен находиться не где-то на задворках, а в центре города, чтобы все желающие могли его легко найти. Надеюсь, что когда-нибудь так и будет. 
— Многие скептически относятся к вашему творчеству. Мол, Кузьмич всю жизнь рисует только свою жену...
— У меня действительно есть много портретов моей жены. Не вижу в этом ничего плохого, она красивая женщина, мать. В ней есть та тайна Мадонны, которую еще много столетий назад стремились запечатлеть и постичь великие художники — Рафаэль, Леонардо да Винчи и другие. Но до конца раскрыть секрет красоты Мадонны невозможно. Настоящая красота — это сама жизнь, а ключи от ее секретов находятся у Бога. Я лишь стремлюсь своими картинами осветить людям дорогу к ней, к Богу. Мои Мадонны — художественный образ. А желающих подлить яду в чужое творчество всегда хватало. Особенно обидно, когда поливают грязью коллеги по цеху. Время рассудит. С другой стороны, тысячи людей благодарят меня за то, что мои картины помогают им очистить душу. Илья Глазунов высоко оценил мое творчество. Кстати, именно после его выставки, которая проходила в Минске лет 15 назад и вызвала большой ажиотаж, было предложено выставиться и мне. Тогда многие художники боялись, что их выставки на фоне успеха Глазунова будут выглядеть блекло. Я этого не испугался, и народу на моей выставке побывало тоже немало. О многом говорит и то, что я являюсь академиком Международной Кирилло-Мефодиевской Академии славянского просвещения. 
— Насколько мне известно, был даже период, когда в вашу мастерскую шли люди, чтобы исцелиться от разных недугов. Такие оздоровительные сеансы продолжаются?
— Многие действительно утверждают, что мои работы лечат. По просьбе ветеранских организаций я даже организовывал своеобразные целительные сеансы в своей мастерской. Принимал делегации по тридцать человек. Но у меня самого это отнимало все силы и энергию. Ведь сюда приходили люди, пережившие войну, партизанское движение, блокаду Ленинграда, и с каждым надо было побеседовать, выслушать. Я превращался в выжатый лимон, поэтому перестал устраивать такие встречи. Те, кто верит в целительную силу моих картин, приходят на выставки. Кто-то их целует, кто-то становится на колени, молится. И я искренне рад, если мое творчество кому-то помогает поправить здоровье.
— Тем не менее ваше творчество не ограничивается только образами Мадонн...      
— Я написал много портретов известных людей: наших гениальных актрис Стефании Станюты и Галины Макаровой, знаменитого актера Николая Еременко-старшего, выдающихся кинорежиссеров Виктора Турова и Михаила Пташука, которые часто бывали в моей мастерской. Написал два портрета Алеся Адамовича, один из них можно увидеть на нынешней выставке. К сожалению, не успел к ее открытию завершить работу над портретом Владимира Гостюхина. Есть у меня и натюрморты, некоторые из них я тоже включил в свою юбилейную экспозицию. Но тема Мадонн для меня по-прежнему главная. Они излучают свет духовности. А женщина — высшее творение природы, символ чести и достоинства. Только ей дано вернуть обществу вечные ценности, спасти нашу землю от злобы и ненависти. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter