Корреспондент «Знаменки» побывала на мастер-классе проекта Teatro-box

...И все мы здесь актеры

Залепить пощечину французу и изобразить недовольного кота. Корреспондент «Знаменки» побывала на мастер-классе проекта Teatro-box и сделала то, чего от себя совсем не ожидала.
Залепить пощечину французу и изобразить недовольного кота. Корреспондент «Знаменки» побывала на мастер-классе проекта Teatro-box и сделала то, чего от себя совсем не ожидала.


Все гости к нам

Когда иду в Центр современного искусства, где все будет происходить, то почти подпрыгиваю – так мне не терпится начать. Просто мечта детства сбывается.

Гостей, желающих поучаствовать в тренинге, куда впервые за много лет решили допустить посторонних, полно.  Вместе с преподавателями из Академии искусств осваивать актерское мастерство мне и еще  двум дюжинам молодых парней и девушек будут помогать молодые актеры из Франции, Бельгии и Канады. Осенью они приехали в Минск учиться по программе международного общественного объединения «Театро» (Беларусь) и французской театральной ассоциации Demain le printemps. А переводчица Юлия Букштанович проследит за тем, чтобы все друг друга поняли.


Под дружеское ржание

Сначала у нас занятие по темпоритму. Ведущая мастер-класса Александра Сандлер объясняет, что сейчас будем учиться действовать слаженно и сообща.

Садимся на стулья, глазами договариваясь, с какой стороны его обогнуть (это и есть наше первое задание). Теперь сидящий с краю парижанин Лео должен назвать свое имя и задать ритм, и всем нужно за ним повторить. Лео, Лена, Леон, Ная, Мари, Даниель, Аня… Хлопки, щелчки, смешки, топот, кукарекание, завывания… Имена и ритмы множатся, и к самому концу нужно слаженно повторить правильно уже два десятка имен, ритмов и даже жестов.



Получается только с третьего раза, но все это безумно весело.

– Остановись и завладей вниманием остальных… В одну кашу все не лепим, – по ходу поправляет нас Александра Израилевна. – Нельзя закрываться… Не руководи!

Теперь всем вместе надо непрерывно отстукивать ножкой ритм в четыре четверти и при этом издавать определенные звуки. На первом круге нужно придумать ритм и передать его хлопками, на втором – изобразить ударные, потом – звуки животных, шумы цивилизации, фонему, речь, мелодию и, наконец, песенку.

Тыц-тыц, сирена завывает, дверь закрывается, машины гудят, кто-то выдает манерное «вау, вау, блеск!».

На «зверином» круге хочу изобразить рыбку, но они не говорят, поэтому приходится рычать, как недовольный кот.

Поют почти все хорошо: кто по-русски, кто по-французски. Белорус Алекс выдает речитатив: «Я тут подумал, не надо стесняться» – и многие узнают слова из композиции «Стыцамэн» российского исполнителя Ивана Дорна. Но большая часть песен – это экспромт.


Получите, месье!

После небольшого перерыва начинается следующая часть – биомеханика. Это система упражнений, разработанная в начале ХХ века театральным режиссером и актером Всеволодом Мейерхольдом.

– Мы здесь для того, чтобы создать из себя «пластический хор», – объясняет ведущий мастер-класса Игорь Петров.

Честно сказать, поначалу хотелось просто сбежать из аудитории. Непонятные движения, а как их делать, какую руку куда, я же ничего не знаю, не успеваю, как же быть, ааа...

Разбиваемся на пары, и я оказываюсь рядом с Александром из Гренобля.
 
Потихоньку, частями осваиваем этюд – приветствие и пощечину.  Прыжок, приветствие, присесть, вывернуть ногу. У меня никак не получается, и Александр сам хватает меня за ступню и ставит ее в нужное положение.

– Старайтесь не подсматривать, – предостерегает ведущий. – Если мы привыкаем подсматривать, то потом играем вторые роли.



Теперь я должна понарошку дать Александру пощечину. Он пригибается, хлопает в ладоши (создает звук удара) и хватается за щеку. Еще пара движений – меняемся.

Иногда Игорь Викторович останавливает нас и просто рассказывает истории. О том, как недавно в Москве он пробовался на роль в фильме «Викинги», и там все задания нужно было выполнять без подготовки.

– Важно владеть своим телом легко. Уметь «раскачаться» и не уставать. Если тело быстро устает, то нас хватает на один эпизод.

Репетируем и репетируем, пока не получается что-то стройное. Как же мне это тяжело далось! «Зато теперь ты понимаешь, что театр – это нелегкое дело», – улыбается Александр.



Для всех на свете

В конце мастер-класса Игорь Петров усаживает нас и зачитывает страницу из сочинений режиссера Бориса Эрина о том, что такое талант и как он работает. А потом говорит уже от себя:

– Мы всегда хотим попасть в очень хороший, профессиональный коллектив, где все супер, и нас туда почему-то взяли, и мы с ними вместе счастливо работаем. Но не возникает мысли такой коллектив создавать. Из себя, из своего друга, подруги. Наверное, мы боимся неудачи. Вот начну что-то делать, а у меня не получится. Может, и не надо делать. Может, завтра. Получается, что мы так плывем и грустим, хотя сами к этому причастны.

Мой учитель говорил, что наша жизнь тянется к нашему интересу. К нему, наверно, и надо стремиться. Так что вот вам домашнее задание: подумайте, что вам интересно в жизни.

P.S. После мастер-класса меня настолько переполняли эмоции и энергия, что я решила идти домой пешком, а не ехать в трамвае. Заинтересовались? Мастер-классы по актерскому мастерству проходят в Центре современных искусств (Минск, ул. Некрасова, д. 3) по вторникам и четвергам с 15:00 до 19:00. Между прочим, бесплатно.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter