Все гости к нам
Когда иду в Центр современного искусства, где все будет происходить, то почти подпрыгиваю – так мне не терпится начать. Просто мечта детства сбывается.
Гостей, желающих поучаствовать в тренинге, куда впервые за много лет решили допустить посторонних, полно. Вместе с преподавателями из Академии искусств осваивать актерское мастерство мне и еще двум дюжинам молодых парней и девушек будут помогать молодые актеры из Франции, Бельгии и Канады. Осенью они приехали в Минск учиться по программе международного общественного объединения «Театро» (Беларусь) и французской театральной ассоциации Demain le printemps. А переводчица Юлия Букштанович проследит за тем, чтобы все друг друга поняли.
Под дружеское ржание
Сначала у нас занятие по темпоритму. Ведущая мастер-класса Александра Сандлер объясняет, что сейчас будем учиться действовать слаженно и сообща.
Садимся на стулья, глазами договариваясь, с какой стороны его обогнуть (это и есть наше первое задание). Теперь сидящий с краю парижанин Лео должен назвать свое имя и задать ритм, и всем нужно за ним повторить. Лео, Лена, Леон, Ная, Мари, Даниель, Аня… Хлопки, щелчки, смешки, топот, кукарекание, завывания… Имена и ритмы множатся, и к самому концу нужно слаженно повторить правильно уже два десятка имен, ритмов и даже жестов.
Получается только с третьего раза, но все это безумно весело.
– Остановись и завладей вниманием остальных… В одну кашу все не лепим, – по ходу поправляет нас Александра Израилевна. – Нельзя закрываться… Не руководи!
Теперь всем вместе надо непрерывно отстукивать ножкой ритм в четыре четверти и при этом издавать определенные звуки. На первом круге нужно придумать ритм и передать его хлопками, на втором – изобразить ударные, потом – звуки животных, шумы цивилизации, фонему, речь, мелодию и, наконец, песенку.
Тыц-тыц, сирена завывает, дверь закрывается, машины гудят, кто-то выдает манерное «вау, вау, блеск!».
На «зверином» круге хочу изобразить рыбку, но они не говорят, поэтому приходится рычать, как недовольный кот.
Поют почти все хорошо: кто по-русски, кто по-французски. Белорус Алекс выдает речитатив: «Я тут подумал, не надо стесняться» – и многие узнают слова из композиции «Стыцамэн» российского исполнителя Ивана Дорна. Но большая часть песен – это экспромт.
Получите, месье!
После небольшого перерыва начинается следующая часть – биомеханика. Это система упражнений, разработанная в начале ХХ века театральным режиссером и актером Всеволодом Мейерхольдом.
– Мы здесь для того, чтобы создать из себя «пластический хор», – объясняет ведущий мастер-класса Игорь Петров.
Честно сказать, поначалу хотелось просто сбежать из аудитории. Непонятные движения, а как их делать, какую руку куда, я же ничего не знаю, не успеваю, как же быть, ааа...
Разбиваемся на пары, и я оказываюсь рядом с Александром из Гренобля.
Потихоньку, частями осваиваем этюд – приветствие и пощечину. Прыжок, приветствие, присесть, вывернуть ногу. У меня никак не получается, и Александр сам хватает меня за ступню и ставит ее в нужное положение.
– Старайтесь не подсматривать, – предостерегает ведущий. – Если мы привыкаем подсматривать, то потом играем вторые роли.
Теперь я должна понарошку дать Александру пощечину. Он пригибается, хлопает в ладоши (создает звук удара) и хватается за щеку. Еще пара движений – меняемся.
Иногда Игорь Викторович останавливает нас и просто рассказывает истории. О том, как недавно в Москве он пробовался на роль в фильме «Викинги», и там все задания нужно было выполнять без подготовки.
– Важно владеть своим телом легко. Уметь «раскачаться» и не уставать. Если тело быстро устает, то нас хватает на один эпизод.
Репетируем и репетируем, пока не получается что-то стройное. Как же мне это тяжело далось! «Зато теперь ты понимаешь, что театр – это нелегкое дело», – улыбается Александр.
Для всех на свете
В конце мастер-класса Игорь Петров усаживает нас и зачитывает страницу из сочинений режиссера Бориса Эрина о том, что такое талант и как он работает. А потом говорит уже от себя:
– Мы всегда хотим попасть в очень хороший, профессиональный коллектив, где все супер, и нас туда почему-то взяли, и мы с ними вместе счастливо работаем. Но не возникает мысли такой коллектив создавать. Из себя, из своего друга, подруги. Наверное, мы боимся неудачи. Вот начну что-то делать, а у меня не получится. Может, и не надо делать. Может, завтра. Получается, что мы так плывем и грустим, хотя сами к этому причастны.
Мой учитель говорил, что наша жизнь тянется к нашему интересу. К нему, наверно, и надо стремиться. Так что вот вам домашнее задание: подумайте, что вам интересно в жизни.
P.S. После мастер-класса меня настолько переполняли эмоции и энергия, что я решила идти домой пешком, а не ехать в трамвае. Заинтересовались? Мастер-классы по актерскому мастерству проходят в Центре современных искусств (Минск, ул. Некрасова, д. 3) по вторникам и четвергам с 15:00 до 19:00. Между прочим, бесплатно.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ