...И четыре колеса

Репортаж из автопарка внутренних войск

Репортаж из автопарка внутренних войск


Холодным утром, когда жители домов по минской улице Маяковского еще нежатся в постелях, а на городских проспектах только–только начинает зарождаться автомобильная жизнь, на плацу войсковой части 5448 раздается шум двигателя. Трактор «Беларус» выехал расчищать снег, который шел всю ночь. Водитель включает первую передачу. Под аккомпанемент снежных хлопьев курсирует туда–сюда, готовит путь для тех, кто пройдет здесь позже.


И вот уже по дорожкам ползут загадочные тени. Вглядываюсь в темноту — это спецавтомобили конвоя, поскрипывая шинами, отправляются на службу. А часть между тем просыпается. Моторы– «будильники» сделали свое дело. Новый день в автопарке внутренних войск начался...


6.00. Контрольно–технический пункт


Пока здесь тихо. Но КТП — сердце и мозг автомобильного парка — недолго останется безмолвным. Первыми по традиции сюда придут водители «автозаков» — у них впереди «судный» день.


Подъем, потом с дежурной сменой — в столовую. После приема пищи — обязательный медицинский осмотр в санчасти (его проходят все водители внутренних войск). Даже по внешнему виду шофера опытный медик без труда определит, в форме он или захворал. О пьянстве, понятно, речь не идет: водители — и срочники, и контрактники — прекрасно понимают глубину своей ответственности. А чтобы понять было еще проще, для бойцов придумали поговорку: «Выпьешь за рулем — вылетишь из внутренних войск». Как говорится, четко и по существу...


Дальше — строем в автопарк. Старший вскрывает хранилища с техникой. До того как машина выедет в город, ее нужно «проэкзаменовать». Вместе с водителем — рядовым Александром Мельниковым заглядываю под капот.


— Моя задача — сделать «ревизию» двигателя, проверить уровень масла, давление в шинах, работу освещения в камере — в общем, исправность всех необходимых узлов и агрегатов, — объясняет парень. — А вот осмотреть пол в кузове, сигнализацию, убедиться, надежно ли зашплинтован люк, — обязанность караульных.


До армии Саша Мельников гонял на отцовских «Жигулях». Тогда он, пожалуй, не мог представить, что когда–нибудь будет перевозить осужденных. Хотя в автомобильную школу шел сознательно, хотел связать с баранкой и дальнейшую жизнь.


Только хотел задать парню дежурный вопрос, что он чувствует, когда за спиной люди, возможно, совершившие тяжкие преступления, как нашу беседу беспардонно прервал голос по громкой связи:


— 0174, на выезд!


Это номер авто, закрепленного за рядовым Мельниковым. Сегодня ему ехать в СИЗО, потом — в суд. Во время заседания боец будет охранять машину. Мало ли что может случиться...


8.30. Автомобильные боксы


Эстафету от «автозаков» приняли хозяйственные машины. Задачи у них вполне мирные: перевозка продуктов, имущества, личного состава. Выезжают в город в любое время, по надобности. Как и командно–штабные, а также оперативные авто.


...Вот неспешно прокатился мимо нас огромный «экспортный» МАЗ. Зверь–машина!


Обновленная подвеска сделала ее гораздо мягче. Если бы и стандартные жесткие лавки в кузове заменили на мягкие сиденья (для перевозки спецназовцев такой вариант, кстати, уже существует), кочки и ухабы бойцам были бы и вовсе не страшны.


— Если бы еще кузов так быстро не ржавел, машина была бы очень удачной, — считает начальник автомобильной службы войсковой части 5448 Юрий Дудковский. — А вообще, новая техника приходит к нам постоянно. За несколько лет парк обновился на 80%, и это не предел. Помимо новых МАЗов, на современные УАЗы пересела патрульная рота на автомобилях.


От УАЗа, к слову, во внутренних войсках пока отказываться не намерены. Дизайн устарел и не соответствует духу времени? Зато это брэнд, если хотите, символ милицейской службы. И никакая «Нива» по надежности и неприхотливости с ним не сравнится. А в модифицированном УАЗе и салон тихий, и коробка пятиступенчатая, и двигатель с инжектором. Удобная камера для правонарушителей с отдельным входом. Всем хорош автомобиль, осталось только расход топлива подтянуть.


...Наша экскурсия по парку завершилась в боксе, где на приколе застыл еще один гигант — спецавтомобиль «Цунами» (его разработали во внутренних войсках). Лафеты водяных пушек обтянуты брезентом. Машина эта, к счастью, простаивает без дела. И этому, поверьте, в войсках только рады.


12.30. Учебный класс


У бойцов из патрульной роты на автомобилях начинаются инструктивные занятия. Водителям еще раз напомнят основные постулаты правил дорожного движения.


К подготовке кадров, к слову, во внутренних войсках относятся с большим вниманием. Отбирать кандидатов начинают задолго до их прибытия в часть. После того как в военкоматы стеклась вся информация о потенциальных шоферах, «агент» из автобата выезжает на беседу. Просматривает личные дела: были ли приводы в милицию или штрафы за нарушение правил дорожного движения. Лихачей, у которых в талоне пустого места нет, конечно, сразу же «забракуют». Остальных — за средства МВД — направят на обучение в автошколы ДОСААФ.


Есть ли специфика в подготовке военных водителей? Проблемы такие же, как и у нас, гражданских: нехватка опыта, навыков практической езды. Поэтому аккурат после месяца КМБ водителей отправляют на «доподготовку». В этом году здесь будет едва ли не революционное новшество.


— Переходим на качественно другой уровень! — продолжает Юрий Дудковский. — Решили взглянуть на обучение по–другому, с точки зрения психологического состояния водителя. Ведь сегодня в Минске, что греха таить, очень сложная дорожная обстановка. Заторы, сумасшедшая загруженность некоторых улиц. Водителю сложно сориентироваться в этом бушующем море. Особенно молодому, который приехал служить с периферии, из небольшого городка, где светофор и то был один. Представьте состояние парня, когда он выезжает в город и видит все это море бушующих красок!


Чем же удивят в войсках новое пополнение водителей? Специалисты разработали специальный курс и выпустили пособие по «профессиональной подготовке водителей». Книжка, признаюсь, прелюбопытная. Чем–то напоминает методику известного в автомобильных кругах специалиста, руководителя высшей школы водительского мастерства Сергея Овчинникова.


Шоферам в форме будут рассказывать и показывать на практике, как действовать в той или иной сложной ситуации, которая может возникнуть на дороге. Это экстренный разгон, аварийное торможение, стабилизация автомобиля при потере устойчивости, рекомендации по технике и тактике скоростного руления, основные ошибки при входе в поворот и многое другое.


Если все задуманное удастся осуществить, это будет прорывом. А также отходом от бытовавшего ранее догматизма, по которому военного шофера учить гражданским модным штучкам нецелесообразно. Недальновидность такой установки теперь очевидна...


15.00. Площадка у КПП


Провожаем вереницу «уазиков» — они покатили по своим маршрутам патрулировать городские районы. Погода чудит, на дорогах опасная каша, и Юрий Дудковский снова возвращается к больной теме:


— Вроде бы контролируем процесс обучения водителей, выезжаем на экзамены, но иногда просто поражает элементарное незнание бойцами даже основ теории. Это для меня загадка. Чтобы как–то настроить ребят на серьезный лад, показываем им фильмы о ДТП, с жертвами, жуткими авариями. Это помогает.


Впрочем, и при блестящей водительской подготовке неприятностей на дороге порой не избежать. Ведь рядом в потоке военные водители соседствуют с гражданскими. Многим из которых закон не писан. Обнаглели до того, что даже игнорируют милицейские номера! Недавний случай: конвойный микроавтобус ехал по второй полосе минской кольцевой. Слева его начал опережать легковой автомобиль. Вдруг взял правее, царапнул о переднее крыло «автозака». Несмотря на то что военнослужащий тут же включил сирену, гражданский лихач–неумеха лишь сильнее нажал на педаль газа и был таков...


Да уж, водительский опыт в войсках здорово пригодится парням потом, на гражданке. Как говорят специалисты, для молодого человека служба в автороте — гарантированная возможность получить профессию, которая в дальнейшем его обязательно прокормит. Ведь к военнослужащим, уволившимся в запас, особенно при наличии рекомендации, относятся с уважением во всех силовых структурах. Все дороги открыты!


...Сумерки взяли свое. День сдался, и за ветровым стеклом — отблески фонарей. В автопарк начинают возвращаться машины. Сначала «автозаки», ближе к отбою — патрульные УАЗы. Но работа на этом не заканчивается, жизнь в парке не замирает. К выезду «в ночь» готовятся спецавтомобили. Встречное конвоирование, вокзалы, подъезд с «боковушки»...


Но не только им не спится. У одной из казарм дежурит машина группы оперативного реагирования. Уже скоро ей наверняка придется петлять между подъездами во дворах, спеша на очередной вызов. Во всеоружии и микроавтобус саперов, готовых подняться по тревоге. И когда светофоры будут подмигивать пустым улицам желтым сигналом, а жители домов на Маяковского — видеть очередные сны, водители все равно не сомкнут глаз. Такая у них служба...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter