Какие проблемы существуют в сфере ИП?

«Фискальной системе нужна реформа»

Георгий Гриц
Ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Георгий Гриц: «Фискальной системе нужна реформа»

На совещании с руководством Совета Министров Александр Лукашенко раскритиковал состояние сферы индивидуального предпринимательства. Глава государства потребовал выработать четкую систему, кто относится к категории индивидуальных предпринимателей, чем они будут заниматься, какие налоги будут платить. Что представляет собой сейчас эта сфера, какие в ней проблемы и как их можно решить?

С 2016 по 2020 год происходили различные трансформации между организациями микро-, малого и среднего предпринимательства. По-прежнему для этого сектора характерно преобладание малых форм ведения бизнеса: доля микроорганизаций в общей численности юридических лиц — субъектов МиСП по итогам 2020 года составляет 86,7 процента (за 2019-й — 87,3 процента), малых — 11,2 (10,6).

Несмотря на рост количества субъектов в 2020 году, численность занятых в секторе сократилась и в номинальном, и в весовом значениях. Так, у юридических лиц — субъектов МиСП численность занятых уменьшилась на 38,4 тысячи человек (темп — 96,4 процента). Количество ИП и привлекаемых ими физических лиц (по трудовым и гражданско-правовым договорам) возросло на 13,7 тысячи человек (104,2 процента), что не перекрыло кадровые потери в целом в данном секторе экономики. Удельный вес численности занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также численности ИП и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике составил 31,7 процента (2019 год — 32,1). Это первый год в истекшей пятилетке, когда занятость в секторе сократилась.

Более того, эта тенденция нарастает. Например, средние организации за счет сокращения количества занятых перемещаются в разряд малых, а микроорганизации перерегистрируются как ИП или уходят в так называемый нерегистрируемый бизнес (в качестве физических лиц, ведущих деятельность без регистрации в качестве ИП или самозанятых).

Сохранение различий в уровне налоговой нагрузки субъектов хозяйствования МиСП, уплачивающих единый налог, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), и организаций, осуществляющих налогообложение по общему порядку, побуждает к действиям по минимизации налоговой нагрузки, в том числе противоречащим законодательству, снижает фискальную привлекательность крупного производства, приводит к дефициту кадров массовых профессий (налоговые платежи ИП в среднем в несколько раз ниже налоговых платежей в расчете на работника сферы промышленности). Фискальные органы приводят следующие цифры. На 01.01.2021 около 67 тысяч организаций МиСП (66 процентов от их общего количества) и 190 тысяч ИП (70 процентов) применяют упрощенную систему налогообложения.

Множественность налоговых режимов, наличие нескольких вариантов применения УСН (с уплатой либо без уплаты НДС) и ведения учета различными методами в рамках данного особого режима налогообложения существенно усложняют налоговое администрирование. Более того, сегодня по многим видам деятельности имеет место прямая конкуренция различных организационно-правовых форм бизнеса по уровню административной и налоговой нагрузки. Это обусловливает вовлечение МиСП и особенно ИП в различные схемы для налоговой оптимизации и выведения из оборота наличных денежных средств.

Анализ налоговых поступлений от микро-, малых, средних организаций и ИП свидетельствует о низкой результативности последних. В особенности неэффективны особые режимы налогообложения для ИП. Только по 2020 году сумма налоговых поступлений по средним, малым предприятиям и микроорганизациям составила в расчете на одного плательщика 90,6 тысячи рублей, а аналогичное значение по ИП — всего 2,3 тысячи, самозанятым — 0,09 тысячи.

Глава государства, обращаясь к Правительству, призывал подойти к такому важнейшему вопросу, как создание равных условий для бизнеса, не в угоду различного рода лоббистам по интересам, а системно — по-государственному. Для выполнения этого поручения есть все необходимые условия, даже соответствующая площадка. Просто надо более динамично продолжить работу по совершенствованию налогообложения МиСП в рамках созданной распоряжением Премьер-министра рабочей группы по комплексной проработке вопросов корректировки Налогового кодекса и актуализации принципов и подходов к фискальной политике.

Думаю, текущий момент требует практических внедрений соответствующих новаций в налоговое законодательство не в 2023 году, как заявляли отдельные чиновники, а напрячься и приступить к поэтапному совершенствованию всей фискальной системы уже с начала 2022 года. А начать можно с пересмотра подходов по регламентации видов деятельности, которые могут вестись самозанятыми и ИП, а также с унификации базовых подходов и ставок различных организационно-правовых форм ведения бизнеса, причем не только в сфере МиСП.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter