Выше неба

Вручены первые свидетельства пилотов–любителей
Вручены первые свидетельства пилотов–любителей

Новости вроде «Анджелина Джоли приобрела личный самолет», конечно, поражают воображение. Хотя что для голливудской знаменитости какой–то миллион долларов? Куда фантастичнее выглядят мечты о собственном летательном аппарате рядового инженера или учителя. Впрочем, если ты одержим небом, вопрос о деньгах вторичен. Таких вот неисправимых романтиков и объединила в свое время Белорусская федерация сверхлегкой авиации. Разумеется, купить заводской экземпляр пилоту–любителю не по карману. Есть другой путь: годами по винтику собирать собственную машину. Порой на одну деталь приходится копить деньги месяцами. Но цель в данном случае, считают сами конструкторы, оправдывает средства. Такая преданность небесам вызывает уважение даже у профессиональных летчиков.

В то же время серийность воздушных инцидентов в сверхлегкой авиации заставила всерьез задуматься над проблемой безопасности и профессионалов, и любителей. 14 катастроф и 11 смертей за 10 лет. Согласитесь, не случайность — симптом. Печальной хроникой происшествий в сверхлегкой авиации заинтересовалась прокуратура. В результате ревизии дел в Белорусской федерации СЛА открылись обстоятельства, наводящие на серьезные размышления. Выяснилось: система обучения летному мастерству и контроль за полетами фактически отсутствовали. А «добро» на эксплуатацию самоделок давали не профессионалы, а общественная организация, то есть сами же любители. За самодеятельность пилоты расплачивались собственными жизнями. («СБ» недавно писала о подробностях крушения сверхлегкого самолета «Ариэль» и гибели его пилота.)

Выводы прокуратуры стали поводом для бурной дискуссии: запретить любителям подниматься в небо или все же создать условия для авиаспорта?

— Лично для меня, — прокомментировал итоги жарких споров и.о. заместителя директора департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир Костин, — перспективы сверхлегкой авиации представлялись однозначно: только летать! И эту позицию мы отстояли. Но надо сделать процесс управляемым, прежде всего для безопасности.

Для оптимистичных прогнозов, заверил Владимир Костин на церемонии вручения первых свидетельств пилотов–любителей, есть все основания. Департамент по авиации взял энтузиастов под свое крыло. От покорителей малых высот не отмахнулись, чего многие боялись, а пошли им навстречу. Курс переподготовки в учебном центре департамента прошли 50 членов зарегистрированного в конце прошлого года общественного объединения любителей авиации, владельцев воздушных судов и пилотов. Шестеро из них уже стали обладателями светло–коричневых книжечек — официальных пилотских свидетельств, дающих право на международные полеты. И наконец, экспертизу самоделок теперь будут производить не дилетанты, а опытные специалисты.

Андрей Щеглов из Пружан, один из выпускников центра, не так давно летал на истребителях и штурмовиках. Но вот уже два года как он — пилот–любитель. Вроде любительская техника проще, но без определенных навыков такую машину в воздух не поднимешь: нужно переучиваться. А как иначе? Когда предложили стать руководителем авиационного кружка в Доме творчества детей и молодежи, Андрей не раздумывал ни минуты. У бывшего истребителя — 42 ученика. По райцентровским меркам — аудитория солидная. Обучать других летному мастерству квалификация позволяет: в пилотском свидетельстве значится «пилот–инструктор». Что и говорить, проект перспективный: 40 часов налета — и «курсант» получает право на продолжение обучения в центре департамента.

— Только вот одна проблема, — вздыхает инструктор, — на 40 ребят — один мотодельтаплан, все, что мог себе позволить районный бюджет. Подержанный аппарат стоит около 4,5 тысячи долларов. Где их взять? Весной начнутся полеты. Как все желающие поднимутся в небо? Ума не приложу... А мальчишкам так хочется летать!

На Западе состоятельные поклонники воздушного экстрима жертвуют на развитие авиаспорта приличные суммы. У нас сверхлегкая авиация пока существует исключительно за счет энергии энтузиастов. Но, похоже, трудности любителей не останавливают, а лишь еще больше заводят. К тому же официальный пилотский статус открывает широкие горизонты. В ближайших планах участников нового объединения — перелет из Липецка в Брест. Покорят воздушные просторы соседей, а там и дальше махнут.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter