Народный артист СССР и БССР Ростислав Янковский вспоминает о своих киноролях

Всё дело в породе

Сегодня «наше все», народный артист СССР и БССР Ростислав Янковский, отмечает 85–летие. За колоритные роли белогвардейцев и благородных мужей статного Ростислава Ивановича знают и любят даже самые далекие от искусства слои населения. Актер стал душой артистического сообщества страны, сыграв более 170 главных ролей в театре, около 60 — в кино.

Сегодня в театре им. М.Горького, где артист служит до сих пор, состоится творческий вечер Ростислава Ивановича. Накануне праздничной суеты и вакханалии мы вспомнили с артистом его известные кинороли. В воспоминаниях Янковского много характеризующих эпоху мгновений, драматизма, забавных эпизодов. Главное, что интервью с Янковским — это каждый раз моноспектакль, великолепная пьеса, разыгранная для одного журналиста. Сам Ростислав Иванович называет себя «последним из могикан», и он, безусловно, прав: темперамент, элегантность, внутренняя мощь и породистое лицо выдают в нем классика, каких теперь не делают. Но у нас есть возможность насладиться.

«Государственная граница. Красный песок» (1984)


— Много я переиграл в кино военных офицеров. Порода, наверное, сказывается. Мой отец был штабс–капитаном лейб–гвардии Семеновского полка, дворянин. Дважды сидел в тюрьме при советской власти как изменник Родины. После первой отсидки в Воркуте вернулся в 1935–м, когда мне было пять лет. Я пришел домой с прогулки и увидел, что мою маму–красавицу обнимает статный мужчина. «Папа?» — догадался. И на следующее утро водил его по улицам за руку как самую сокровенную свою реликвию: ну что вы, ребенку обрести отца! В 37–м году в пять утра в нашем доме снова появились чекисты и папу увезли на черном воронке в неизвестном направлении. Примерно через полгода в НКВД Ежова на посту сменил Берия, тюрьмы стали пустеть, отец пришел домой с тиком, разбитой губой и неясными перспективами.

Тем не менее у меня никогда не было особого конфликта с советской властью, и всю жизнь своей родной я считал ту страну, в которой прожил лучшие годы — СССР, могучая многонациональная держава, которую уважал и уважаю до сих пор.

«Володя большой, Володя маленький» (1985)


— На этой картине мы впервые встретились с Олегом Меньшиковым — легкий, изящный артист. Мой друг режиссер Вячеслав Криштофович, по–моему, очень точно схватил на площадке атмосферу чеховских произведений. Исполнительница главной роли — редкого дарования актриса Ольга Мелихова — это что–то невероятное, тот случай, когда медицина бессильна в хорошем смысле этого слова. Играет она потрясающе. Мне нравится сцена, где мой герой Ягич одевается в какой–то нелепый наряд, тюбетейку и вдруг осознает измену. Позже он возьмет себя в руки, жестко поговорит с Софьей Львовной, и она даже поцелует ему руку, поймет, что Ягич — это Ягич.

Мне очень не повезло. В театре я Чехова почти не играл, кроме «Трех сестер». Хотя очень люблю произведения Антона Павловича. Особенно «Вишневый сад». Видел хорошую постановку Питера Брука, но страшнее спектакля Джорджа Стрелера ничего нельзя придумать: последняя сцена — уже сад продали, забили ставни дома, вдруг открывается дверь — и выходит маленький Фирс на сцену. Он смотрит направо, налево, окна забиты, слышит — сад рубят. Подходит к кушетке, прислоняется и вдруг — ба–бах — разлетаются стекла и огромный сук дерева вылетает прямо на сцену. Придумано великолепно...

Режиссеру Криштофовичу я, безусловно, благодарен за приглашения на съемочную площадку. Он сейчас живет в Киеве, как и многие мои друзья: Ада Роговцева, Роман Балаян. Я ведь и сам одессит, родился в этом городе. Снялся в Киеве в 6 фильмах. Можете себе представить, как мучит меня сейчас эта трагедия в Украине, которая у всех на слуху, как болит сердце за моих товарищей. Надеюсь, разум все–таки восторжествует и на этой прекрасной земле наступит мир наконец.

«Ребро Адама» (1990)


— Мой герой Виктор Витальевич — человек самолюбивый и, в общем, по–моему, не очень глубокий. Намного тоньше роль у Игоря Кваши. У нас, кстати, на этой картине был конфликт с Квашой, он хотел сцену, где затрагивается еврейский вопрос, вымарать, но я настоял, чтобы мы ее оставили. Объяснил ему: «Игорь, ты же умнее меня в десять раз выглядишь, когда я начинаю кипятиться — мол, это вы там у себя в Израиле будете умничать...» К слову, режиссер Вячеслав Криштофович и исполнительница главной роли Инна Чурикова меня поддержали, сцену мы сняли, и, по–моему, получилось неплохо, интересные отношения. Мой герой ведет себя с бывшей женой и дочкой не очень разумно, на мой взгляд, но очень активно.

В нашей семье совсем другой уклад. Моя жена Нина — грузинка, для нее муж — это главное, она часто повторяет: «Будет папе хорошо, будет и нам хорошо». За семью надо бороться, работать на нее, а если мужчина пьянчуга, мямля или подавлен чем–то — как же он будет семью содержать. Вообще, к современным мужчинам у меня есть большие вопросы, много стало жлобья кругом, и это страшно. Нина старше меня, и я молюсь богу, чтобы ее не пережить. Надо отдать мне должное, свою супругу я всегда желал и обожал. Мы когда с ней познакомились и я поцеловал ее в первый раз — она заплакала: «Господи, какого парня потеряла». Понимаете, переживала, что я могу о ней плохо подумать. Девственницей была, не подпускала к себе несколько лет. Кстати, венчались мы с ней в Минске в церкви Петра и Павла. И живем вместе уже 65 лет.

«Статский советник» (2005 год)


— Режиссером этой картины выступил мой племянник Филипп Янковский, очень одаренный человек. Когда мы снимали фильм, Филипп был в отличной творческой форме, фонтанировал идеями. Сейчас, по–моему, у него есть какие–то проблемы со здоровьем, как–то он странно выглядит. Хотя в сериале «Чудотворец» сыграл отлично, его работа мне понравилась. В «Статском советнике» мне достался эпизод, меня там смачно убивает в самом начале герой Константина Хабенского. Считаю Костю хорошим актером. Если говорить о молодых артистах, люблю Сергея Безрукова. По–моему, он умеет играть неистово, с фантастической отдачей. Вообще, многие ученики Олега Табакова неплохо зарекомендовали себя.

Другое дело, что теперь актер измельчал. Возможно, в погоне за халтурой — молодежь много занята в сериалах, прилично зарабатывает, и я, с одной стороны, рад, очень рад за них. Но мощных индивидуальностей, героев почти не видно. А, между прочим, герой и героиня — это амплуа, за которые надо платить валютой. В моем поколении было не в пример больше мощных артистов, вспомню плеяду купаловцев: Платонов, Глебов, Молчанов, Рохленко, Макарова. У нас в Русском театре работали крупные актеры: Кистов, Кочетков, Климова, Некрасов, Корнаухов, Полосин. Истинные герои, хотя зарплаты у нас тогда были весьма скромные...

Они и сейчас не сильно выросли, но возможность заработать есть. К счастью, наша киностудия «Беларусьфильм» выдержала безвременье 90–х, когда все рушилось, нам удалось не разбазарить свои кадры, аппаратуру, и москвичи теперь тут много снимают, задействуют на площадке в том числе и наших артистов.

Я сейчас работаю над читкой новой пьесы, играю много в театре в репертуарных спектаклях, снимаюсь в кино. А желаю себе здоровья. Чего ж еще можно пожелать себе в 85? Немного пожить.

Советская Белоруссия № 22 (24652). Четверг, 5 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter