Время продавать камни

Туризм: выбор маршрута
Туризм: выбор маршрута

Сеть фешенебельных отелей, 4 миллиона иностранных туристов в год и прибыль миллиард долларов. Такими видятся перспективы турбизнеса. Правительство кардинально меняет стратегию его развития. От выпуска рекламных буклетов, ремонта гостиниц и разработки новых маршрутов, которые пока не сильно продвинули перспективный сектор экономики, Беларусь должна перейти к созданию условий для привлечения инвестиций в отрасль. Об этом заявил на днях Премьер–министр Сергей Сидорский, отправляя на доработку проект программы развития туризма на 2008 — 2010 годы.

До последнего времени туристическая Беларусь была мало известна иностранным путешественникам. Не потому, что стране нечем привлечь гостей. Чистые озера и реки, богатые леса, редкие птицы и животные не менее интересны, чем горы и море. Но вот статистика: за три квартала в составе организованных групп Беларусь посетили лишь около 80 тысяч туристов. В соседнюю Литву ездят уже миллионы...

Кто–то возразит: и Турция, несмотря на теплое море, завоевала клиента не сразу. Началось все со строительства иностранными компаниями крупных отелей, развлекательных комплексов. Сервис мирового уровня, реклама — и всего за три года объем туристических услуг в этой стране возрос многократно. Согласна. Чем не пример для нас? Во всем мире туризм — очень доходный бизнес. Мы же, вместо того чтобы получать деньги от гостей, сами вывозим их, посещая другие страны. Что в сухом остатке? По итогам 10 месяцев туристическое сальдо сложилось со знаком «минус»...

Конечно, прежде чем получить прибыль, надо вложить деньги в инфраструктуру, подготовить специалистов и научиться продавать продукт на рынке. 697 миллиардов рублей будет направлено на реализацию новой программы. Благодаря этому в Беларуси появится около 870 новых объектов. Будет создано более 3,7 тысячи новых рабочих мест. Это важно. Но есть еще один не менее важный показатель: в целом программа, по замыслу ее разработчиков, должна принести годовую прибыль 17 миллионов долларов. Не Бог весть какие деньги... Это всего–то стоимость среднего завода в райцентре. Очевидно, туризм способен на большее. Поэтому программу и критиковали...

— Необходимо создать систему отношений государства и бизнеса, которая даст возможность инвестору приходить в отрасль. Надо приглашать крупные гостиничные сети для работы в Беларуси, — поставил новую задачу перед Правительством Премьер–министр. — Капитал потечет туда, где для него будут лучшие условия.

Цель понятна. Появление в Минске громких мировых брэндов, подобных Plaza, само по себе поспособствует притоку иностранных туристов. Кроме того, конкуренция пойдет на пользу нашему «ненавязчивому сервису». Но иностранные компании должны знать о преимуществах работы на белорусском рынке. Ими могут быть, к примеру, упрощенное выделение земли под строительство и льготная система оплаты за нее, быстрое утверждение проектно–сметной документации. Систему преференций должны предложить разработчики программы. На это им отведено две недели.

Кстати

Три уровня тарифов, существующие в белорусских гостиницах, мало способствуют притоку гостей из–за пределов страны. По данным ОАО «Минотель», за одноместный однокомнатный номер эконом–класса житель Беларуси платит 16,8 евро (в рублевом эквиваленте) в сутки. Гражданину России он обходится в 34 евро, гостю из дальнего зарубежья — в 39. Сейчас на согласовании в Минюсте находится документ, который должен изменить тарифную политику. В частности, планируется, что цены на проживание в гостиницах для жителей Беларуси и России будут одинаковыми.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter