Смелые люди, которых не знают в лицо

Рассказ о первых каскадерских приемах в кинематографе СССР

Кино любят все. Или почти все. Немалая толика в составляющей зрелищности киноленты принадлежит мастерству исполнения трюков актерами или их дублерами. Предлагаем вниманию читателей рассказ о первых каскадерских приемах в кинематографе Советского Союза. Ремесло каскадеров всегда было профессией людей, которые живут своей жизнью, но иногда рискуют ею ради искусства, и чего там таить, ради денег тоже.

Одним из первых эпизодов, в котором актеров заменили дублеры, стала сцена драки музыкантов в фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934 г.). Вместо актеров кулаками махали профессиональные боксеры.

Через четыре года аналогичную группу «трюкачей» сформировал на съемках фильма «Александр Невский» и Сергей Эйзенштейн. Возглавил группу каскадеров Глеб Рождественский. Требования по отбору в группу были жесткие: дублеры должны были знать джигитовку, основы фехтования и быть физически подготовленными. Из почти полутысячи кандидатов Рождественский отобрал в группу только около 50 человек.

И это была не единственная спецгруппа. Во вторую вошли профессиональные пловцы-ныряльщики, которые вытаскивали из воды тонущих «немецких рыцарей».

И все же считается, что начало профессии каскадера было положено в 1948 году. Причем приложил к этому руку не кто иной, как Иосиф Сталин. Он любил на досуге посмотреть кино. И вот однажды после просмотра очередного американского вестерна Сталин заявил: «А что, наши режиссеры так снимать не могут? Посмотрите, какие смелые люди!» Вскоре «Смелые люди» появились и на советских экранах. Именно так назывался фильм о смелом партизане. Картина почти на четверть состояла из конных трюков. Для их выполнения пригласили знаменитого циркового артиста Алибека Кантемирова. Специально для съемки эпизода с падением лошади Кантемиров разработал прием подсечку. Всего же он обогатил кинематограф сотней трюков. Его приемы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных кинокаскадеров.

Многие артисты продолжали играть без дублера. Иногда такие эксперименты заканчивались трагически. В 1961 году на съемках фильма «Так еще никто не любил» (он вышел на экраны под названием «Цветок на камне») в огне погибла актриса Инна Бурдученко. А на съемках фильма «Директор» (1965 г.) погиб актер Евгений Урбанский.

— Это произошло именно во время съемок автомобильного трюка, — вспоминает каскадер Александр Микулин. — Тогда режиссер картины вместо каскадеров пригласил на съемку группу гонщиков — известных спортсменов, многие из них — чемпионы, но опыта работы в кино никто не имел. Не исключено, что из-за этого и произошла трагедия.

По сценарию машина должна была прыгать с трамплина. Но никто ее специально не подготовил, и она на полном ходу врезалась в насыпь. До сих пор не понятно, почему в ней сидел Урбанский. Он был не за рулем, а справа от водителя. Участия артиста совершенно не требовалось. В момент падения водитель успел спрятаться под руль, сработала спортивная подготовка, а прекрасный актер погиб…

После этих случаев актерам запретили рисковать собой во время съемок картин. «Лихачить» разрешили исключительно специалистам. В действие были введены Правила по технике безопасности и производственной санитарии на киностудиях СССР, согласно которым «исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе, прыжки с высоты, прыжки в воду, падения и т.п.), связанные с каким-либо риском для жизни или здоровья исполнителей, должно поручаться лишь актерам, прошедшим специальную подготовку. В противном случае эти действия должны выполняться специалистами-дублерами».

Несмотря на строжайший запрет, многие актеры хотели выполнять трюки самостоятельно. К примеру, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов, сыгравший в нем одну из главных ролей, все трюки (в том числе и довольно рискованные) выполнял без дублеров. Задействованные в этом фильме итальянские актеры приходили в ужас, когда видели, что выделывает этот «сумасшедший» русский.

Так, в одном из эпизодов Миронов на скорости 60 километров в час вылез из кабины пожарной машины, залез на аварийную лестницу и на четвереньках пробрался к ее концу. Преодолев расстояние в 11 метров, он спрыгнул на крышу ехавших под лестницей «жигулей» и забрался в салон автомобиля.

По мнению каскадеров, это сложнейший трюк даже для бывалых профессионалов.

И он далеко не единственный, выполненный Мироновым в этом фильме. На съемках артист спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке, висел над Невой на высоте, ухватившись руками за пролет разведенного моста, причем в это время внизу проплывал пароход…

— Тогда не было компьютерной графики, — вспоминает режиссер фильма Эльдар Рязанов, — поэтому все снято натурально: например, самолет действительно сел на шоссе…

Но настоящим подвигом стали съемки Миронова в сценах со львом Кингом. Нрав у «киски» был непростой. Например, с Нинетто Даволи (он играл роль Марио) они не сошлись характерами, в результате чего спина у актера была изрядно расцарапана. Миронов, зная это, все же отказался от услуг дрессировщика и в нескольких сценах работал со львом в самом тесном контакте. Причем порой актер играл не один дубль, а целых три!..

Однако в большинстве своем на трюковых съемках артистов прикрывали каскадеры. И они частенько рисковали.

— На съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» я дублировал Белявского (Фокса) во время погони на «студебеккере», — вспоминает каскадер Владимир Жариков. — Снимали с одного дубля тремя камерами. От удара автомобиля о воду двери заклинило. Вода начала заливать кабину. Я долго не мог выбраться, пытался открыть двери, но они не поддавались, думал, захлебнусь…

Вообще, на этой картине Жарикову досталось изрядно. Он побывал регулировщицей, которую Фокс сбивает на крутом повороте, и официанткой, чьим телом тот же Фокс выбивает окно в ресторане «Астория». Во время съемок каскадер вылетел через настоящее стекло. Это было очень опасно. В то время в Голливуде для подобных съемок уже давно использовался «дублер» стекла — мягкий пластик.

— Первый автотрюк в отечественном кино сняли в 1966 году в картине «Берегись автомобиля», когда легковушка проехала под грузовиком.

Нередко на съемках каскадеры получали травмы.

— В такие моменты главное — не сломаться и побороть свой страх, — говорит трюкач Валерий Завадский. — Именно такой переломный момент я пережил в 1983 году на любительском авторалли в Прибалтике.

На ночной тренировке его машина перевернулась — Валерий сломал несколько ребер, а от авто осталась только груда металла.

— Я вернулся на трассу и в том же году занял первое место в многодневной гонке в Грузии, — продолжает Завадский. — Если бы я тогда не сел за руль, возможно, моя карьера каскадера закончилась бы…

Позднее, на съемках фильма «Давным-давно была война» в Средней Азии, Завадский получил ожоги 28 процентов тела.

— Это был трюк с огнем, — вспоминает каскадер. — Я должен был гореть 15 секунд, а вместо этого горел 1,5 минуты. Два месяца ожоговой терапии, а потом — новая работа.

— Я люблю пошутить, но некоторые воспринимают мой юмор слишком серьезно, — усмехается каскадер Александр Микулин. — Помню, как-то снимали короткометражный фильм по заказу ГАИ. Это была нравоучительная история о том, как не нужно вести себя на дороге. В фильме участвовали два мальчика-близнеца, один — «послушный», а другой — «хулиган». В одном эпизоде «хулиган» выбегает на дорогу, а я еду на большой скорости и резко торможу перед ним. Сняв один дубль, режиссер отзывает меня в сторону и спрашивает: «Саша, а если вы не рассчитаете и действительно задавите мальчика?» Я ему в тон отвечаю: «А чего бояться-то, у нас же запасной мальчик есть…» Ну а он это слишком буквально понял, и на тот день съемки закончились.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter