Скромные люди

О застенчивости

Недавно приятельница попросила меня об одолжении — сходить с ней в сэконд–хэнд. Рыться в бэушных вещах ей одной почему–то было неловко. Хотя она не раз подчеркнула, что покупать ношеное не брезгуют даже именитые звезды. Я так и не поняла, какую миссию должна была выполнять в этом походе. Служить ширмой, прячущей приятельницу от посторонних глаз? «Громоотводом» — мол, в случае чего она объяснит знакомым, что это я ее уговорила посетить барахолку? А главное — не могла взять в толк, почему она стесняется купить то, что не стесняется носить. Ведь в майках, платьях или джинсах, приобретенных в сэконде, впоследствии будет красоваться открыто, у всех на виду.


Впрочем, поразмыслив немного, я осознала: даже успешные люди время от времени становятся жутко застенчивыми. Взять, к примеру, моих знакомых. Дама, имеющая прекрасную работу, зарплату, квартиру, с детства обожает блинчики с ливером. А ливерную колбасу в мясном отделе покупает, смущаясь, почти шепотом, даже если «хвоста» за ней нет. Если же следом выстраиваются люди, у Елены «прорезается голос», и она зачем–то объясняет — то ли продавцу, то ли очереди, — что «ливерку» берет для собачки. Она такая не одна. На эту тему даже анекдот придумали. Покупатель — продавцу: «Взвесьте мне 300 граммов «ливерки» для кота». Продавец: «Вам завернуть?» Покупатель: «Не надо, я так съем».


«Не для себя» покупают многие и дешевые промтовары. Как–то на рынке приметила соседей, выбирающих обои. Толя присматривался к тем, которые покрасивее. Катя просила показать самые дешевые. «Мы ж не себе, бабушке клеить будем», — оправдывалась она перед продавцом. Никакой бабушки ни у Кати, ни у Толика давно нет. Ремонт они затеяли в собственной квартире... Дешевые, но, кстати, довольно симпатичные обои я спустя время видела у них на кухне. Стоило мне похвалить выбор хозяйки, как она тут же возгордилась: «Не поверишь, всего 4 тысячи трубка, а так классно смотрятся!»


Вопрос: «Чего ж маскировалась, когда их покупала?» — я, разумеется, не задала. Вспомнила: другие и более нелепых вещей стесняются. Одна моя приятельница, к примеру, испытывает дискомфорт в маршрутке. Для нее пытка — вслух назвать свою остановку. «Мало того, что кричишь с заднего сиденья не своим голосом, так все еще на тебя уставятся, будто ты не остановиться, а бесплатно проехать попросила, — удивила она. — А бывает, водитель, врубивший на полную громкость какой–нибудь шансон, просьбу не расслышит и везет тебя до следующей остановки. Пассажиры глядят сочувствующе. А я сквозь землю готова провалиться, чувствую себя какой–то недотепой!».


...Люди тушуются на вечеринке, если предстоит произносить тост. Стесняются своего тела и потому отказываются ходить с друзьями в баню и на пляж. У кого–то язык не поворачивается требовать деньги за свои услуги. Занимается человек благотворительностью, а после обижается, что его используют. Вместо того чтобы раз и навсегда ответить «нет», он, не желая больше помогать обнаглевшему приятелю, кормит его завтраками: «Я сегодня очень устал, занят, болен...» Многие стесняются просить руководство о повышении зарплаты, стесняются искать и использовать возможность продвинуться по служебной лестнице. Предпочитая молча надеяться, что их когда–нибудь заметят и оценят...


По мнению психологов, в основе стеснительности лежит боязнь не понравиться окружающим, быть неправильно понятым, произвести плохое впечатление... И с этими комплексами надо бороться, ведь они в первую очередь мешают жить их носителю. Мешают, однако, не всегда. Знаю людей, которые умело пользуются своей «застенчивостью». Подруга ни за что не пойдет по городу с объемной поклажей, даже если она нетяжелая. Если ей понадобились набор кастрюль, грабли или веник, обязательно найдет носильщика — всучит пакеты родственникам или друзьям. Другая постоянно просит замолвить за нее словечко перед начальником. Аргумент у них один: «Я стесняюсь...»


А сколько стеснительных в общественном транспорте! Сидящие пассажиры стыдливо отводят глаза, увидев входящую в салон старушку. Но если в автобусе или троллейбусе найдется человек, готовый уступить ей место, то в маршрутке никому это и в голову не придет. Даже не подвинутся, чтобы попутчик, с позволения водителя едущий стоя, приземлился на краешек кресла. Разница стоимости билета с автобусным странным образом убаюкивает совесть... Так что если уж избавляться от стыдливости, то в первую очередь от ложной. Настоящая стеснительность в наше время — довольно редкое качество, которое не портит, а, напротив, украшает человека.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter