Россельхознадзор снова собирается закрыть белорусский мясной экспорт

Сколько можно вокруг да около

Россельхознадзор снова пытается запретить белорусский мясной экспорт
Историю с возобновлением поставок продукции белорусских мясоперерабатывающих предприятий впору положить на музыку «Болеро» Мориса Равеля. Все словно движется по замкнутому кругу. Наших производителей обвиняют в выпуске  некачественной продукции — они честно открывают двери для ревизии — московские контролеры тщательно проверяют производства, но ничего не находят и возвращаются домой. А потом Россельхознадзор вновь выдвигает претензии к качеству нашей сельхозпродукции. 


Последняя такая проверка закончилась буквально в минувшую субботу. Специалисты провели мониторинг сразу четырех мясоперерабатывающих предприятий — Минского, Слуцкого, Бобруйского и Могилевского мясокомбинатов — и серьезных претензий к их продукции не предъявили. Однако уже в понедельник федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору объявила, что намерена обратиться в правительство России с просьбой ввести в отношении поставок продукции из нашей страны «меры, эквивалентные белорусским». То есть закрыть наш мясной экспорт.

Действительно, с 27 января Беларусь ввела усиленный ветконтроль за ввозимой продукцией, в том числе и из некоторых регионов Российской Федерации. Он, в частности, предусматривает замену ветеринарного сертификата Таможенного союза на белорусский и выдачу специального разрешения Департамента ветпроднадзора Минсельхозпрода. Такие меры, объяснили в министерстве, в основном приняты из-за распространения африканской чумы свиней (АЧС). В последние несколько месяцев на территории соседей было отмечено сразу несколько крупных вспышек этого опасного заболевания, и наши специалисты предпочли ограничить доступ на рынок продукции предприятий из отдельных регионов, чтобы не «экспортировать» заразу. Например, накануне пришли печальные новости из Курской, Воронежской и Орловской областей России — там в хозяйствах наблюдается мор свиней. Поэтому ветеринарам приходится держать ухо востро.

В Россельхознадзоре затянули старую песню: там намекают, что Беларусь и сама в вопросах распространения АЧС не совсем честна с партнерами. Мол, не может быть такого, чтобы в условиях эпизоотической осады со стороны Польши, Латвии, Литвы и России к нам через наши границы не смог пробраться опасный вирус. Поэтому ведомство включило Беларусь в список стран, где АЧС распространяется. По крайней мере, в недавнем отчете «О негативной динамике в распространении африканской чумы свиней в Восточной Европе» наша страна называется в числе других.

«Официально белорусские ветеринарные службы уведомили Международное эпизоотическое бюро (МЭБ) лишь о двух очагах АЧС, зарегистрированных в популяции домашних свиней еще в 2013 году, — напомнили в Россельхознадзоре. — В то же время в приграничных регионах стран, окружающих республику, постоянно регистрируются новые очаги заболевания в популяциях как диких кабанов, так и домашних свиней». В ведомстве на всякий случай напомнили и про «регулярное выявление российскими специалистами наличия генома вируса АЧС в готовой продукции, выработанной белорусскими мясопереработчиками».

Такие домыслы наши специалисты отвергают напрочь. Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц на вопрос обоснованности претензий России к белорусской продукции отвечает, что он и сам был бы не прочь взглянуть на наши плохие продукты.

— Этот геном вируса АЧС выделяется в лабораториях России, а такая методика не узаконена ни на площадке ЕАЭС, ни Международным эпизоотическим бюро. Да и все образцы отбираются без участия представителей Беларуси.

При этом глава Минсельхозпрода уверен: повода говорить о том, что у нас в стране зафиксированы дополнительные вспышки АЧС, на которые усердно намекают россияне, нет. Беларусь, несмотря на то что опыта работы в условиях АЧС у нас не было, в 2013 году успешно справилась с напастью. После выхода постановления Совмина № 748 у нас на 450 мелких фермах и свинокомплексах, неспособных обеспечить биологическую защиту, произошел массовый забой животных. Более 300 тыс. голов мы тогда потеряли, но распространиться опасной болезни не дали.

В Минсельхозпроде говорят, что сегодня страна крайне заинтересована в том, чтобы поставлять на экспорт не сырье, а готовую продукцию, которая имеет высокую добавленную стоимость. Но оставшиеся в "черном списке" Россельхознадзора 9 предприятий пока смогли возобновить поставки лишь частично. Свинина все еще под запретом, экспортируют в достаточно скромных объемах продукцию из говядины, прошедшей термическую обработку, также обсуждается вопрос, чтобы разрешить поставки свежей и замороженной говядины.

КСТАТИ

В недавнем открытом диалоге с белорусскими журналистами Президент заострил внимание на теме введения запретов. Напомню цитату:
— Кто ввел эти запреты? Россельхознадзор, некий Данкверт.

А какое ты имел право единолично вводить эти запреты? В результате мы пришли к тому, что необходимо иметь некий общий орган или лабораторию, которая бы давала независимое заключение: вредные и невредные продукты, нормальные или ненормальные, соответствуют стандартам или не соответствуют.

Тем не менее Беларусь пошла навстречу России, начался активный процесс по определению структур, которые должны принимать подобные решения.

benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter