— Ольга, расскажите про «Воздыхателей».
— Это сплав или, как модно сейчас говорить, фьюжин разных стилей и жанров: оперы, танцев и драматического искусства. Спектакль — исследование феноменов сегодняшнего времени, когда люди вынуждены (а иногда и по собственному желанию) заниматься сразу несколькими делами. Ведь раньше, во всяком случае во времена моего детства, идеальным считалось делать что-то одно, но очень хорошо, не распыляться. А сегодня, например, от оперных исполнителей требуется умение хорошо танцевать, быть в хорошей физической форме и т.д. Получается, что приветствуется не глубина, а поверхностность, так называемые мультиталанты.
— А лично вам что ближе? Ведь вы были фотомоделью, балериной…
— Мне ближе глубина. Хотя десять лет назад у меня было другое мнение. Когда уехала на Запад, на тамошнем рынке талантов отдавалось предпочтение тем, кто умеет много всего. После нашего академического образования я была под впечатлением от увиденного. Потом все же поняла, что лучше иметь один талант, но глубокий.
— Почему так рано закончили с танцами?
— Балет — жестокое искусство. Помимо прочего, нужны хорошие физические данные. Я понимала: со своим набором буду исполнять очень маленький перечень ролей, что меня не устраивало. Решила: надо развиваться в другом, поэтому пошла учиться на балетмейстера.
— Довольны таким поворотом судьбы? Наверняка ведь мечтали стать примой?
— Я всегда хотела выражать то, что у меня внутри. У меня такое детское восприятие: дарить людям радость. Просто хотела танцевать и далеко не заглядывала.
— Не жалеете, что так случилось?
— Принимать решение — значит, отказаться от чего-то, а это всегда болезненно. Но сейчас я ни о чем не жалею. Рада, что тогда мне хватило смелости уехать.
— Билет в обратный конец подразумевался?
— Я не собиралась уезжать навсегда. В Европе поняла, что являюсь носителем определенной культуры. Таких там мало. Но со временем самобытность немного притирается, этого мне очень не хотелось. Было желание представлять восточноевропейское искусство. Мне приятнее находиться рядом с людьми, которые меня понимают, им не надо долго объяснять.
— Зачем тогда вообще было уезжать?
— В нашем образовании есть свои плюсы и минусы. На Западе же существуют методики, которые не преподают у нас. Мне хотелось знать все, было интересно.
— Заметили различия в нашей и европейской балетных школах?
— Славяне, особенно восточные, очень романтичные, любимые композиторы — Чайковский, Рахманинов. И наши художники, не важно, какую тему они раскрывают, собственно, как и зрители, всегда жаждут это увидеть. На Западе меньше верят в сказку. У них жажда шока, поиск провокаций и необязательно красоты.
— Ольга, проникшись европейскими традициями, вы ведь не собирались ставить классический балет?
— Если во время постановки мне приходят на ум классические движения, то я не отказываюсь от них. Зачем изобретать велосипед? Не могу сказать, что у меня уже есть свой почерк, чаще у меня сплав стилей. Главное, чтобы язык, на котором я работаю, был понятен зрителю. Важно уметь затронуть его, человек должен почувствовать родство с героями на сцене.
— Чем бы вы хотели удивить?
— Сейчас думаю над тем, сколько в театре должно быть наслаждения. Формула у каждого художника своя, и я тоже ее ищу. Получать удовольствие — это хорошо, но надо уметь сказать и о каких-то проблемах. Я раздумываю, как это правильно соединить.
— Репертуар Большого вам близок?
— В разные времена думала по-разному. Но смотришь «Лебединое озеро» и понимаешь, насколько гениально это сделано. Театр должен быть разный. Антрепризный всегда имеет коммерческую направленность, там и репертуар соответствующий. Мы же, имея в названии слово «государственный», должны говорить о глубоком.
— Как вас восприняли в театре?
— Острый вопрос. Человеческий фактор никто не отменял. Я уезжала молоденькой девочкой из кордебалета, а вернулась балетмейстером-постановщиком. Не все меня всерьез восприняли, но стараюсь делами, а не словами заявлять о себе.
— А не проще ли было стать фотомоделью или актрисой, у вас ведь для этого все данные?
— У меня было модельное прошлое и слегка актерское, когда училась в Германии. Это привнесло в мою жизнь много красок, и в то же время я поняла, что модельный бизнес меня вообще не прельщает. Понимаю, почему выбрала балетное искусство: мне бывает сложно выразить свою мысль словами, проще показать в танце.
Наталья СТЕПУРО
stepuro@rambler.ru