Почему с подачи СМИ Ленин стал чуть ли не врагом пролетариата?

Полуправда, искажающая портрет

Сегодня — 93-я годовщина со дня смерти В.И. Ленина. Начиная с 1990-х о нем появилось немало статей, телепередач. И все об одном и том же. Вождь пролетариата с подачи отдельных СМИ стал чуть ли не врагом.

В свое время я как учитель много читал о Ленине. Не остались в стороне от моего внимания и его труды, знаком и с высказываниями известных политиков Запада. Многие из них называют Ленина гениальным человеком ХХ столетия, владевшим одиннадцатью языками. Он написал большое количество трудов. В собрание сочинений входит 55 томов. И если прочитать хотя бы основные, как мы иной раз называем, книги, то поймем, что это действительно великий человек.

Никто не будет отрицать, что главной целью Ленина было построить общество, в котором каждый чувствовал бы себя полноправным хозяином своей страны. Известный лозунг «Вся власть Советам! Фабрики — рабочим! Землю — крестьянам!» и сегодня актуален. Более того, мы должны иметь в виду, что народу, по утверждению вождя пролетариата, должно принадлежать и то, что добывается из недр земли (нефть, газ, золото и так далее). Владимир Ильич хотел построить общество, где бы на первом этапе было от каждого по способностям, каждому — по труду, а затем и каждому по потребностям. Это разве противоречит здравому смыслу? Некоторые говорят: «Утопия». Но, тем не менее, эта теория имеет право на существование и даже на воплощение в жизнь в далеком будущем. Если, конечно, в мире не будет войн, не будет апокалипсиса. И все мы поймем, что живем на Земле, чтобы творить добро.

Ленин рано ушел из жизни. А проживи он хотя бы до 1930 года, строительство социалистического государства происходило бы несколько иначе. «Любое государство, — говорил он,— есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства — и в то же время беречь его как зеницу ока». Он на ходу начинал проводить реформы, отмечая, что «социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс». Что мы, пожалуй, сегодня и видим в Китае. Но с приходом к власти Сталина отдельные принципы строительства новой страны, на мой взгляд, были нарушены.

Приходилось слышать насмешку над тезисом Ленина о том, что кухарка должна научиться править страной. Дело все в том, что Ленин смотрел на сотни лет вперед. Кухарка — это те же рабочие завода, фабрики, простые труженики. Сегодня они уже со средним, а порой и средним специальным и высшим образованием. Эта прослойка населения знает жизнь изнутри, что очень важно. К тому же в целом трудовой класс разбирается в политике и экономике. А ведь применительно к тому времени Ленин заметил, что «чернорабочий и любая кухарка сейчас не может вступить в управление государством». Это я к тому, что дабы что-то утверждать, кого-то и за что-то осуждать, надо всесторонне изучить ту или иную проблему. Вот почему В.И. Ленин призывал «учиться, учиться и еще раз учиться».

Или он не прав, утверждая, что искусство должно принадлежать народу? А если кто-то иного мнения, то зачем тогда такое искусство, которое ради искусства. О тогдашней интеллигенции он отозвался плохо. А кто, как не она, как правило, и сегодня будоражит народ. Противоречивое (и не более) отношение Ленина к религии не беспочвенно, если видишь, что даже в наше время войны идут не только на национальной, но и религиозной основе. Кстати, выступая перед молодежью, он сказал: «В Бога не верим, потому что от имени Бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы». И в то же время он не был против свободы личности в исповедовании религии, утверждая, что «религия дает человеку идеал». Опять подчеркну: прежде чем осуждать, надо всесторонне и глубоко изучить все материалы, касающиеся той или иной темы, проблемы. И потом уже, не злорадствуя и не искажая, вести разговор о том или ином событии, о том или ином высказывании знаменитого человека.

Я назвал только некоторые известные многим и осуждаемые отдельными политиканами позиции Ленина. Но уверен: воплощение в жизнь его основной идеи двигало бы общество к единению народов всех стран, к построению здорового общества. Беда в том, что те, кто сегодня осуждает Ленина, с большой долей вероятности не изучали его труды.

Все мы в той или иной степени грешны. И Ленин тоже не ангел. Он очень резко отзывался о кулаках, белогвардейцах, богатеях. И чтобы понять, почему, надо просто представить то очень сложное и трудное время. Но главное обвинение, которым политиканы давят на психику простого человека, — это приказ расстрелять царскую семью. Хотя в последнее время в некоторых российских средствах массовой информации начали иначе смотреть на этот эпизод и даже опровергать это утверждение.

Недавно в одном из белорусских изданий читаю: «Ленин был циником — его интересовали частности, его интересовало, сорвет ли он джекпот». Или в той же статье: «Известно, что Володя Ульянов, обладавший гремучей смесью четырех кровей...» и т.д. и т.п. Скажите, не абсурд ли это? Или, может быть, уже не о чем больше писать? И откуда столько ненависти и злобы?

Ясно одно: кто бы и как ни писал и ни говорил о Ленине, повлиять на сознание подрастающего поколения вряд ли удастся. Кстати, выступая перед молодежью 2 октября 1920 года, он неоднократно повторял: «Надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного», «Надо опираться на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме». Как видим, Ленин не был разрушителем всего, что ему приписывают. А что касается нынешней молодежи, то она растет и будет расти не глупее нас. И пусть даже глубоко не изучая его труды, молодой парень или девушка войдут в интернет и прочитают хотя бы его крылатые выражения, афоризмы, цитаты и высказывания, которые являются итогом, завершенной мыслью по тем или иным основным проблемам и вопросам. И главное, сделают свое заключение по отношению к В.И. Ленину.

«Сказать неправду — легко, но чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени» (Ленин). И это как раз тот случай.

Виктор КУХАРЕНКО, учитель

А как на самом  деле?

Оставьте историю в покое


Правда ли, что Владимир Ленин хотел быть похороненным на Волковом кладбище в Петербурге рядом с матерью? Скажем сразу: он подобного завещания не делал и такой последней воли не высказывал. Фальшивку о последней просьбе в 1989 году сочинил публицист Юрий Карякин. Заведующий секцией документов Ленина Центрального государственного архива России В.Степанов называл утверждение Карякина о «завещании» фантазией, а племянница Ленина О.Ульянова — уткой. 

В любом цивилизованном обществе место последнего покоя усопшего выбирают не публицисты и депутаты парламента, а родственники. В середине ХХ годов советские руководители задумали перенести из Англии в Москву останки Карла Маркса. Представители выехали в Лондон для переговоров. Но против перезахоронения высказались потомки и юридические наследники автора. Их слово и было решающим — так принято в правовом государстве. 

Фальшивую версию о «завещании» Ленина пытаются подкрепить и таким доводом. Надо-де захоронить Ленина согласно национальным и религиозным обычаям народа. Но нужно ли навязывать атеисту Ленину религиозный обычай? Создается впечатление, что кое-кто сознательно стремится унизить великого революционера и соотечественника, сделать его прах объектом глумления. В связи с этим заведующий некрополем кладбища Мищенко категорически против захоронения: «Чтобы его потом все время выкапывали? Зачем каждое утро начинать с поисков тела — где оно на этот раз?»

Впрочем, Ленин и сейчас покоится согласно религиозному и национальному обычаю, русскому православному обряду. Ведь для таких личностей, как он, христианская традиция не предписывает обязательного захоронения в земле. В Успенском соборе Московского Кремля стоят четыре саркофага с телами трех митрополитов и патриарха. В христианской традиции есть мощи святых, выставляемые для всеобщего поклонения. Вспомним Киево-Печерский монастырь. Ни Сергий Радонежский, ни Серафим Саровский, ни Иоасаф Белгородский земле не преданы. Эта традиция касается не только церковных деятелей. Более ста лет сохраняются в мавзолеях забальзамированные тела знаменитого хирурга Пирогова в его имении близ Винницы, генерал-фельдмаршала Барклая-де-Толли и многих других. И никому не приходит в голову сказать, что они погребены не по-христиански. Предложить перенести саркофаг, мощи святых, тело хирурга на погосты.

«Версия» Карякина о «желании» Ленина «быть похороненным возле могилы своей матери на Волковом кладбище в Петербурге» не подтверждается ни родственниками Ленина, ни историками, ни документами. Фальшивка была тогда же разоблачена и опровергнута докторами исторических наук А.Савокиным и В.Десятериком, кандидатом исторических наук А.Шефовым в ряде публикаций; статьи вошли в дайджест «Ленин, о котором спорят сегодня». На все просьбы историков сообщить, откуда у Карякина такие сведения, он заявляет, что где-то… когда-то… в детстве… от кого-то… что-то слышал. Вот такая «сказка» из детства. Тем не менее оглашенная с высокой трибуны на всю страну, эта «версия» — по сути, дезинформация — проникла в сознание миллионов людей.

— Думается, не нужно трогать, ворошить прах, — говорил профессор Дмитрий Волкогонов.— Мы не язычники и не гробокопатели. Если начать охоту за призраками, то она не ограничится Кремлевской стеной. Уровень нашей культуры таков, что мы просто должны знать, кто есть кто. 

Уместно вспомнить, что в хрущевские времена из Мавзолея уже вынесли одно тело — Сталина. Несмотря на это, многие люди остались верными своему кумиру и по сей день. Требования ликвидировать захоронения у Кремлевской стены — это, думается, сталинизм наизнанку. 

Испокон веков на Красной площади соседствовали погосты, государственные торжества и гулянья. В начале XVIII века там был построен театр — Комедийная хоромина — на 500 мест, хотя рядом существовал погост Покровского собора. Вспомним слова мудрого Пушкина: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть».

Опозорившись с «завещанием» Ленина, гробокопатели сочинили новую фальшивку: обслуживание Мавзолея требует-де больших затрат, на него якобы работает целый институт, не лучше ли эти средства тратить на помощь малообеспеченным людям? На самом деле до 1992 года на обслуживание Мавзолея Ленина шло всего около 50 тысяч рублей в год (на текущие работы, связанные с сохранением тела Ленина, и на содержание помещения). Сумма небольшая. Кроме того, за телом Ленина наблюдает не целый институт, а лишь одна его лаборатория, в которой всего 10 сотрудников. Недавно институт вошел в состав нового НПО и не получает от государства ни копейки. Он существует на средства от выполнения договорных научно-исследовательских работ, добровольные пожертвования. 

Так хотел ли Ленин покоится на Волковом кладбище? Пусть каждый да умеющий думать сам даст ответ на этот вопрос. А история разберется, кого следует помнить, а кого можно и забыть за ненадобностью. 

Владимир ЕГОРЫЧЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter