Иконы, написанные юными гродненскими художниками, сродни маленькому чуду

По наитию ангелов

Гродненская детская иконописная студия “Покров”, созданная четыре года назад при Свято-Покровском соборе, уже известна в православном мире. Юные иконописцы удостоены самых высоких наград на международных и республиканских конкурсах. Иконы, написанные детскими руками, есть в наших храмах, воспитанникам студии доверена роспись колокольни в Жировичах

Вертеп, выполненный Дарьей Калибердой и ее воспитанниками.

Четыре года назад Ирина Можджер и подумать не могла, что напишет икону. Но однажды в ее жизни произошло событие, похожее на чудо.

— Ира даже примитивные вещи рисовать не умела, домашнее задание по рисованию за нее делали сестры. Трудно объяснить, как открылись в ней эти способности, — рассказывает ее мама Алла Владимировна.

Она и привела девочку в детскую студию иконописи при Гродненском кафедральном Свято-Покровском соборе, решив, что в атмосфере духовности дочь-подросток найдет хороших друзей. Подобная студия для Гродно стала новинкой, педагог Дарья Калиберда тогда как раз набирала первых учеников. Светский художник, она и сама написала первую икону по наитию. А идею сплотить с помощью церковного искусства детей Дарье Дмитриевне подал настоятель собора, когда увидел ее работу. Так и сошлись в одном круге начинающая педагог и начинающие иконописцы.

Занятия при храме начинались с молитвы, затем Дарья Дмитриевна потихоньку вводила учеников в историю иконографии. Дети рисовали то, что на душу ляжет: космос, морское дно, природу. Однажды каждый получил домашнее задание: подготовить рассказ о святом, имя которого носит, и принести иконку с его изображением. Что кто-то решится сам написать лик святого, педагог и не предполагала, а Ира попробовала.

— Это было вечером, я зашла на кухню, дочка сидела за обеденным столом и что-то сосредоточенно рисовала. А потом вся сияющая от радости показала нам свою икону. Это действительно было похоже на чудо, — вспоминает Алла Владимировна.

Так Ирина первой в студии написала икону.

— Тогда мы перестали бояться, и нам сразу открылись победы на различных международных конкурсах, — говорит Дарья Дмитриевна.

Злата Бижако.

На Международном московском рождественском конкурсе-фестивале детского изобразительного творчества “Вифлеемская звезда” из трех тысяч участников сразу два диплома I степени жюри присудило юным гродненским иконописцам — Анастасии Тупик за икону Казанской Божией Матери и Ирине Можджер, представившей четыре работы. Икона Софии Рудой “Спас Нерукотворный” была отмечена дипломом II степени. А Гран-при конкурса удостоилась сама Дарья Калиберда, их педагог.

Сейчас под дипломы юных иконописцев в студии отведена уже целая стена. 

А недавно в студию пришла еще одна хорошая весть: 15-летняя Злата Бижако, представившая икону с изображением святого Афанасия, епископа Кавровского, заняла третье место в международном конкурсе “Красота Божьего мира”, который проходил в Москве и собрал более трех тысяч участников. Чествование победителей состоится в конце января в храме Христа Спасителя.

В этой необычной студии и атмосфера особенная. Каждый ребенок по велению души пишет свою икону. Руку восьмилетней Софии Шематович, самой юной в студии, иногда еще ведет педагог. На столе Златы Бижако почти завершенный новый образ святого Афанасия — подарок маме к Рождеству.

— Этот святой маме особенно близок, — поясняет Злата. — Видимо, не случайно в таком значимом конкурсе получила высокую оценку посвященная ему икона, которую я написала. Это для меня движение вверх, укрепление намерений поступать на иконописный факультет Московской духовной академии.

Неудивительно, что именно таким путем с детства идет девочка. Ведь ее родители, Вероника и Сергей Бижако, уже около десяти лет вместе создают иконы из янтаря. В семейном творческом кругу родилось уже несколько сотен иконописных работ, многие из них находятся в храмах Европы, Америки, есть они и в России, а также на горе Афон и в Сингапуре. Вероника и Сергей создали и самую большую в мире икону из янтаря — образ святого великомученика Феодора Стратилата размером 2,5х2 метра. Эта икона хранится в Москве.

Педагог Дарья Калиберда с самой юной воспитанницей Софией Шематович.

— Не всегда в нашу студию приходят дети из верующих семей. Но иногда случается так, что именно они потом открывают родителям храм, — рассказывает Дарья Дмитриевна. — Икона может писаться и полгода, и год — кому как дано. Несомненно одно: иконопись дарит духовность, которой сегодня так не хватает в нашей жизни. Ведь многие современные дети с ранних лет поглощены компьютерами, телевидением, даже книги не читают. Конечно, написать икону не каждый может. Но по себе знаю: если это случилось, иконопись становится смыслом жизни. Заметила, что у детей это происходит как-то легче, естественнее, что ли. Они вроде и дети, но могут сделать серьезную работу, о которой даже не подозревали. Порой я и сама не понимаю, как это происходит.

Издревле процесс иконописания считался священнодействием. Раньше иконописцы готовились к своему труду так же, как священники к совершению литургии. Иконы писались в монастырях только в утренние часы, до принятия пищи. Перед работой служился молебен святому, над образом которого трудился иконописец. Затем во время писания икон читали Псалтирь. Святыня создавалась в особой духовной атмосфере. Неудивительно, что большинство чудотворных икон написано очень давно.

Юные гродненские иконописцы и их педагог не претендуют на такую высокую миссию и не ведут целенаправленно счет наградам на конкурсах. Признание их трудов лишь укрепляет уверенность в том, что они на правильном пути. Достаточно несколько минут провести в студии, посмотреть на лица ребят, заглянуть в их глаза, чтобы понять — все здесь происходит не случайно.

Не случайно и то, что именно детским рукам доверили роспись колокольни в Жировичах. Что вот уже несколько лет подряд вертеп, который сделала вместе со своими воспитанниками Дарья Калиберда, выставляется на рождественские праздники перед собором. В скором времени студийцы намерены приступить к пошиву новых и восстановлению старых хоругвей с иконами для будущего музея при Свято-Покровском кафедральном соборе.

Кстати, и сама Дарья Дмитриевна, имеющая диплом светского вуза, к своей первой иконе пришла не сразу — сначала прикоснулась к реставрации святынь. Сейчас к написанным ею иконам прикладываются верующие во многих храмах Беларуси.

— Когда пишешь или реставрируешь икону, иногда возникает ощущение, что кто-то находится рядом и наблюдает за этим процессом. В иконе есть нечто таинственное: где бы ты ни находился — напротив нее или в стороне, глаза смотрят в твою душу. Безусловно, в создании образа участвует художник, но есть и нечто непонятное для нас, непроизвольно руководящее нами, — говорит Дарья Калиберда.

Сейчас в студии около двадцати начинающих иконописцев в возрасте от 8 до 15 лет. Они из разных семей, с разными характерами. И все же их объединяет что-то общее, с детства наполняющее жизнь смыслом.

infong@sb.by

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter