Можно ли заразиться гепатитом, украшая свое тело татуировками и пирсингом?

Опасность чувствуют кожей

Тело как улика


Минчанин Николай Лазарев говорил, что “зрел” достаточно долго, чтобы сделать себе татуировку. Тщательно изучал в интернете значение рисунков: “Не хочу неожиданно нарваться на “предъявы” от каких-нибудь бывших зэков”.


А такие неприятные инциденты иногда случаются. Например, несколько лет назад брестчанка легкомысленно набила себе на лодыжке татушку в виде розочки, а затем случайно попала “под раздачу” повстречавшихся путан. Оказывается, у тех отличительный знак — символ шипастого цветка. Девушка оказалась не в то время и не в том месте. Да и вообще, многие, узрев рисунок на теле, сразу же начинают искать его тайный, сокровенный смысл. 

Коля выбрал-таки себе нейтральный рисунок и пошел к частному мастеру на квартиру. А через неделю картинка воспалилась, вместе с гноем из-под кожи выгнало почти всю краску. В результате за свои же деньги он обзавелся уродливым бугристым шрамом с серыми кляксами на предплечье.

Теперь Николай копит деньги на косметическую операцию и осознает, что сомнительный мастер мог бы наградить его и чем-нибудь похуже. Например, гепатитом В или С. К сожалению, это тяжелое заболевание, ставшее “фирменным” знаком тех, кто балуется иглами, во многих случаях подхватывают и любители татуировок.

Сегодня татуировки популярны как никогда. Разместив в интернете объявление: “Хочу обновить маленькую тату”, мы стали ждать, кто клюнет на заброшенную удочку. Первым на связь вышел Олег. Парень лет 25 творит на дому. Обычная квартира-полуторка. Под студию отведен закуток возле зеркала. Посетителю предлагается стул или диван (в зависимости от “зоны поражения”). Свою машинку для татуировки Олег демонстрирует с гордостью. Дескать, уникальная работа, под себя мастерил. Самоделка, в которой главными деталями являются стержень от шариковой ручки и примотанный синей изолентой моторчик от какой-то детской игрушки, сразу вызвала недоумение. А фраза, что “все стерильно, игла перед каждым применением обжигается на огне и протирается спиртом”, заставила немедленно удалиться из этой нехорошей квартиры.

Что ж, лиха беда начало. Отправляемся в первый попавшийся столичный салон, который хотя бы обзавелся арендованным помещением и дизайнерской шильдой на дверях. На поверку оказывается, что держит его всего один мастер — он же бухгалтер, администратор и, не исключено, уборщик. Назовем его Никитой. Скромную обстановку, наверное, можно объяснить тем, что студия открылась совсем недавно. И этот человек не успел еще раскрутиться.


“Кольщик” оценивает фронт работ за считаные секунды, выносит вердикт: “Здесь рисования на 20 минут. Будет стоить двадцатку баксов. Хочешь — прямо сейчас ложись, оживлю твою букашку”, — с ходу предложил он.

На вопрос: “А все ли в салоне безопасно?” — мастер продемонстрировал коробку с медицинскими перчатками. Одноразовые иглы для тату-машинки в упаковках. Солидно. Однако сама машинка, матово поблескивая металлическими боками, лежала на открытой полке. На собирающуюся на инструменте пыль мы даже не обратили внимания, а вот про капельки крови предыдущих “пациентов” поинтересовались.

— Вы что думаете, я тут потрошу кого-то, брызги на стены летят? — шутит мастер, а потом, уже серьезным тоном: — После каждого применения протираю инструмент специальными растворами.

Когда речь идет об угрозе заразиться вирусным гепатитом В или С, шутки неуместны, поэтому мы решаем заглянуть еще и в солидную контору. Как-никак на рынке “красочных” услуг с 1998 года, люди здесь опытные, знающие цену репутации. Оказалось, что попали... к родной сестре Никиты. Все те же стерильные иглы и одноразовые перчатки, такая же машинка. И дезинфицируется она, к слову, так же — едва ли не перекисью водорода из узнаваемой черной бутылочки. “Почти 20 лет работаю, ни одного неприятного случая не было”, — заметила мастер тату.

Между тем они все-таки встречаются.

Свадьбу пришлось отложить


У 23-летней Веры, студентки одного из столичных вузов, хронический гепатит С. В стационар девушка поступила, когда ее кожа приобрела цвет лимона, была невысокая температура, девушку тошнило. Она сперва подумала, что чем-то отравилась. Чтобы выяснить, откуда у болезни ноги растут, специалисты провели эпидемиологическое расследование. Выяснилось, что еще в школе Вера была привита от гепатита В:

— Врачи интересовались, не ездила ли я в Таджикистан и Туркменистан, страны Ближнего Востока. Нет. Где обычно питаюсь — в общепите или дома? Дома. Спросили, посещала ли в последнее время стоматолога или гинеколога, делала ли операцию, есть ли половые контакты? Нет. И тогда я призналась, что нанесла татуировку. В моей жизни теперь столько ограничений! По собственной глупости я лишилась многих радостей. Лечение — очень дорогое. Но самое главное — я забыла о хорошем самочувствии. Собиралась выйти замуж, а теперь свадьбу пришлось отложить. Не исключено, что навсегда. 

Пока девушка лишь в начале пути к выздоровлению. 

Результаты исследований, опубликованные в американском журнале “Медицина”, свидетельствуют, что шансы заразиться вирусом гепатита С в девять раз выше у тех, кто делает татуировку. Среди украсивших себя накожными рисунками 33% больны гепатитом С. Это хорошо известно заведующей отделением хронических вирусных гепатитов Минской городской клинической инфекционной больницы, гепатологу-инфекционисту Светлане Крапивиной.

— Я сама выдержала напор дочери — так ей хотелось сделать татушку. Сколько разговоров было по душам, сколько примеров пришлось привести! К счастью, достучалась до сознания дочери. А ее подружки, которые по глупости нанесли татуировки, теперь об этом очень сожалеют. Родителям нужно чаще общаться со своими детьми. И не уставать объяснять вроде и понятные вещи, чтобы удержать своих отпрысков от легковесных решений, граничащих с опасностью. По опыту работы скажу, что в салонах заражаются в основном молодые люди — от 15 до 25 лет. Я практически не встречала пациентов после 40 лет, которые бы делали тату или пирсинг.

Доктор вспомнила, как пару лет назад на прием пришли двое молодых людей, вернувшихся в Минск из Германии. Оба парня — умные, интеллигентные, красивые. Учились за границей и там, прямо на улице, сделали у мастера тату. Оба заразились вирусным гепатитом. 

И никаких гарантий


Больше половины тех, у кого тело, как полотно, разрисовано, спустя некоторое время начинают искать дерматолога, чтобы удалить рисунок, а это дорогостоящая и болезненная процедура. И продолжается иногда несколько месяцев. При этом на коже нередко остаются светлые очертания прежних картинок и даже шрамы и рубцы.

Цветная бабочка на юном плечике или змея на крепких бицепсах качка — конечно, не одно и то же, что обвисшие крылья ангела на постаревшей коже — татуировка ведь остается с человеком на всю жизнь. И нередко быстро надоедает. Но что трудно понять: после первого рисунка на теле некоторые обладатели тату не могут остановиться. И, по сути, “садятся на иглу”. Что же ими движет?

В вузе, где учится Вера, мы пообщались с тремя студентами. Не обратить внимание на них было невозможно — парни с головы до пят (что позволяла оценить летняя одежда) были размалеваны. При этом картинки на теле выглядели устрашающе.

— Зачем вам это? 

— Так прикольно же, — засмеялся один из них и продемонстрировал расписанную грудь, еще шире распахнув рубаху и явно ожидая нашего смятения.

— Теперь мы заметнее, — пошутил другой.

Еще один их товарищ признался, что ему нравится сама процедура нанесения татуировки, это настолько приятно, что скоро он снова пойдет “колоться”, хотя уже сейчас на его теле, как говорят, нет живого места. 

Это физиологическая форма зависимости от татуировок. Человек испытывает особые ощущения во время нанесения рисунка. Причем ему больше нравится сам процесс, а не результат. Некоторые после новой “раскраски” испытывают настоящий эмоциональный подъем.

Парни рассказали, что всем им пришлось преодолеть жесткое сопротивление родителей и долго уговаривать их дать деньги на тату. А удовольствие это не из дешевых. Только одна татушка у нашего собеседника обошлась ему в 250 условных единиц. Сумма немалая, но взрослые все-таки сдались под напором желания отпрысков. И вот результат, заиграл бицепсом с жутким оскалом то ли человека, то ли зверя крепкий парень.


— Как же вы на работу со всеми этими художествами устроитесь? 

— Брюки наденем и рубашки с рукавом. И ничего видно не будет.

— А не боитесь заражения гепатитом?

— Мы ж здоровые, — засмеялись студенты.

Доцент кафедры инфекционных болезней и детских инфекций БелМАПО, кандидат медицинских наук Николай Голобородько объяснил, что есть три наиболее часто передающиеся с кровью вирусные инфекции — это ВИЧ, гепатит В и гепатит С. Ими можно заразиться в том числе и при нанесении татуировок, проведении маникюра, педикюра, пирсинга, если они проводятся нестерильным или недостаточно обработанным инструментарием. При этом чаще всего регистрируются случаи заражения гепатитом С, а вирус ВИЧ малоустойчив в окружающей среде и им нереально заразиться при бытовых процедурах.

Гепатит В прекрасно маскируется под другие состояния и поначалу ничем себя не выдает. Затем человек желтеет. У него появляются слабость, утомляемость, сонливость, снижается аппетит, у некоторых пациентов начинают болеть суставы. Однако люди, как правило, не спешат к врачу-инфекционисту, а обращаются к ревматологу или терапевту. И только грамотный доктор может заподозрить острый вирусный гепатит В.

В тату-салонах или индивидуальные тату-мастера обычно используют одноразовый инструментарий — иглы, наконечники, колпачки с красками. Хорошим тоном является, когда мастер непосредственно перед вами вскрывает индивидуальный набор с инструментами, а по завершении работы его утилизирует. 

“Салонов у нас много. Широко и активно рекламируются их услуги. Но я предостерегла бы молодых людей делать тату и пирсинг, а если вы не можете без маникюра или педикюра, то, посещая парикмахерские, несите с собой свой инструмент, например, щипчики для маникюра. Вакцина от гепатита В есть, но нет от — С. Между тем некоторые формы гепатита В иногда приводят даже к смерти”, — предупредила Светлана Крапивина. 

Вирусом гепатита В заразиться легче, чем С, — при попадании в кровь даже мизерного количества возбудителя он будет более агрессивен, поясняет специалист. Бывает, что человек нанес тату еще в 16 лет, а проявления заболевания стали очевидны к 25 (!) годам. Болезнь протекала незаметно, в безжелтушной форме.

Где провериться?


Если, сделав татуировку, вы сомневаетесь в стерильности проведенной процедуры, можно сдать анализы на гепатиты В, С и ВИЧ через 3 и 6 месяцев после ее проведения, предлагает доцент Николай Голобородько. Результат отрицательный? Значит, беспокоиться не о чем. Положительный укажет на заражение. 

По мнению ученого, установить, что заражение произошло именно при нанесении татуировки или выполнении маникюра, сложно. Однако можно провести обследование инструментов или поверхностей на вирусы. Если вы предполагаете, что кто-то может быть источником инфекции (например, человек, которому делали татуировку непосредственно перед вами), значит, можно установить, одним ли вирусом вы заражены или разными.

МНЕНИЯ

Игорь Карпов, главный внештатный инфекционист Минздрава, доктор медицинских наук, профессор:

— На мой взгляд, нарушение кожных покровов вообще нецелесообразно для человека, ведь кожа — эта наша защита. И даже в медицинской практике нужно, как говорят, 10 раз подумать, прежде чем это сделать. Что касается тату, насколько это красиво — тут дело вкуса, кому что нравится. Но очевидно одно: всегда нужно помнить, что можно занести в организм инфекцию. А такое, увы, случается. Чем это грозит? Вирусными гепатитами В и С, иногда бактериальными изменениями — фурункулами, карбункулами, возникающими на месте проколов. 

Владимир Пашкович, заведующий отделом эпидемиологии РНПЦ гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:

— Работа парикмахерских, салонов красоты и тату не остается без внимания санэпидслужб. Только в минувшем году была оценена безопасность оказания услуг населению в 2664 таких заведениях. Нарушения выявлены в 74,7% парикмахерских и салонов. За это к административной ответственности привлечено 1016 должностных лиц, с которых взыскано более 1,1 млрд рублей штрафов, приостановлена работа 53 объектов.

Вместе с тем за последние 10 лет благодаря плановой иммунизации в нашей стране удалось снизить уровень заболеваемости острым гепатитом В почти в 2,5 раза, что позволило позиционировать Беларусь как страну с низким уровнем распространения этого заболевания. В минувшем году было зарегистрировано 120 случаев острого гепатита В и 102 — гепатита С.

Расследуя эти случаи, удалось выявить, что среди наиболее значимых причин заражения в том числе и инвазивные немедицинские манипуляции (например, тату и другие) — на их долю приходится 9 процентов.

Людмила Матвеева, заведующая отделением профилактики городской студенческой поликлиники № 33 Минска:

— У этой проблемы есть еще и психологический аспект: желание некоторых молодых людей выделиться из толпы. У фанатов нанесение татуировок со временем превращается в зависимость. Но дело это небезопасное. Многочисленные исследования показали, что используемые для татуировок красители для людей с особо чувствительной кожей становятся сильнейшим аллергеном. Попадая в организм, эти средства могут провоцировать развитие пожизненной аллергии на болеутоляющие средства, некоторые виды антибиотиков, а также на солнцезащитные кремы. Приводить к ряду заболеваний кожи — сыпи, покраснению и даже язвам. А самая распространенная проблема, с которой молодые люди чаще всего обращаются за медицинской помощью, — это нагноение ранки в области прокола, что случается при неправильном уходе за ним.

Сергей Филонич, владелец тату-студии:

— Меня как профессионала, того, кто без “аварий” работает на рынке тату-услуг уже более 20 лет, поговорка “Красота требует жертв” применительно к нашему делу несколько огорчает. Никаких жертв и не требуется! Просто нужно знать, куда обращаться, а куда — не стоит. Настоящий тату-мастер никогда не будет работать на дому, в каком-нибудь убогом закутке или вообще на улице. Профессионал закупает дорогое оборудование и расходники. Он тратит средства на рекламу, легален и открыт. А если вы договорились набить татуировку на дому, что ж... Готовьтесь получить некачественную работу, да еще и какую-нибудь заразу в качестве бесплатного приложения: человек, экономящий на аренде помещения, наверняка будет стремиться сэкономить и на оборудовании, например, будет закупать вместо стерильных дорогостоящих игл более дешевые нестерильные. Или “забудет” поменять расходник после предыдущего клиента.

БЛИЦОПРОС

Красиво или опасно?


Евгения Горенькова, бухгалтер крупной столичной компании:

— Я против всех украшательств на теле. Это не только опасно, но и жутко некрасиво. В нашей фирме, например, сотрудников с такими художествами нет, потому что мы дорожим своей репутацией и имиджем.

Алексей Малахов, начальник отдела по организации раскрытия преступлений в сфере автобизнеса МВД, полковник милиции:

— На татуировки я смотрю как специалист в правоохранительной сфере. В первую очередь это информация, которая помогает получению дополнительных сведений о лицах, имеющих отношение к преступной деятельности. Это своего рода сведения о прошлом и настоящем. Кроме того, татуировка может использоваться и как особая примета при поиске преступника. Но такой подход возможен, когда татуировка не относится к категории армейских и профессиональных.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter