Белорусские игроки выходят на ведущие роли в российском волейболе

Не дать мячу укатиться

Двадцатилетний исполин ростом 2.09 взмывает над сеткой и вколачивает мячи в паркет. И ты думаешь: не оскудела земля белорусская на таланты. Мнения волейбольных специалистов насчет Егора Клюки разделились. Одни считают, что такие игроки рождаются раз в 10, другие — раз в 50 лет. В этом году Егор завоевал золото молодежного чемпионата мира, стал на этом турнире MVP, выиграл Универсиаду и бронзу Евроигр. С одной оговоркой — в составе сборной России. Вначале поменял брестский «Западный Буг» на новоуренгойский «Факел», а затем и гражданство.

Фото  Александра  РУЖЕЧКА

Вырос волейболист в спортивной семье. Родители были легкоатлетами. Его мама Ирина Клюка говорит, что сын не гнался за длинным рублем: «Егор не бежал из Беларуси. Просто он хотел играть, развиваться, а не стоять на месте. С детства его кумиром был Сергей Тетюхин, который сейчас в российской Суперлиге выступает за «Белогорье». Он тоже доигровщик. До его титулов сыну еще шагать и шагать». Горой стоит за своего бывшего ученика и первый тренер Клюки Наталья Салтрукович: «Егор достиг таких высот за счет характера и огромного усердия. Он очень работоспособный. В этом году на «Европе» уже играл за национальную сборную. При этом нос не задрал. Он по–прежнему дружелюбный, компанейский парень».

Что ж, большому кораблю — большое плавание. Возможно, когда–нибудь Егор повторит достижение другого экс–белоруса Александра Бутько, ставшего олимпийским чемпионом Лондона–2012. И мы будем гордиться: еще один воспитанник нашей школы добился своего. На этом можно было бы поставить точку, если бы отток кадров не был столь массовым.

Сергей Кононов с подопечными.
Фото  Александра  РУЖЕЧКА

Услышать об этом довелось на отчетно–выборной конференции Белорусской федерации волейбола. Выступления тренеров с высокой трибуны напоминали плач Ярославны. И их можно понять: растишь, пестуешь игрока, а затем приезжает дядя с тугим кошельком — и все труды идут прахом. Охотники за неокрепшими душами — агенты. Они приезжают на первенство Беларуси из России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Задатки хорошего игрока видны уже в 15 — 16 лет. Это и ростовые данные, и координация. Только характер раскрывается позже, годам к 18. Поди угадай, боец юный волейболист или не боец. Но и на это у купцов–перекупщиков глаз наметан. Сидят себе на трибунах с блокнотами в руках. Наведываются в спортивные школы, просматривают мальчишек.

Тренер юниорской сборной Беларуси Сергей Кононов лишь разводит руками: «Это наш бич. За последние пять лет мы потеряли человек семь. Егор Клюка, Денис Богдан, Алексей Ковальчук... Является агент к маме–папе. Игроку предлагает деньги, родителям — жилье и работу. Парни имеют право сменить гражданство, уехав в другую страну на учебу. Мы стараемся удержать волейболистов, наладить контакт с семьями игроков. Как–то раз с коллегой Алексеем Ковалевым поехали в Слуцк и 10 часов простояли перед закрытой дверью. Вот так условились с родителями игрока о встрече. Вначале они звонили, говорили, что задерживаются. А потом перестали выходить на связь. И такой форс–мажор происходит постоянно. Белорусы очень часто попадают в финальные турниры чемпионата Европы. В 2013–м, к примеру, сборная U–19 играла в Брно. Три матча в группе завершились со счетом 3:2 и вконец измотали команду. Уступили немцам, победили французов, хозяев–чехов. На четвертую игру не хватило ни сил, ни людей. Чтобы бороться за призы, нужна скамья запасных из десяти человек. Но наш первый состав играет за Россию».

Егор Клюка.

Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Как не купиться на посулы?! Юным волейболистам предлагают суммы, в разы большие, чем у нас. Хотя, скорее всего, перевешивает спортивное честолюбие. Игроки горят желанием выиграть медали на чемпионатах Европы, мира, Олимпиадах. И здесь не все так однозначно. Возможно, им есть от чего бежать. Чтобы выехать в Польшу и принять участие в молодежной лиге Восточно–Европейской волейбольной зональной ассоциации, белорусы ходят с протянутой рукой. На той же «Европе» титул разыгрывается в разных возрастах. Но на один турнир команда едет, а другой пропускает. Финансы не позволяют. Взрослые парни такое несчастье переживут, а те, кто моложе, расстраиваются: «Как так? Обещали и не сдержали слова». У волейбольного резерва в Минске нет своего зала. По этой части столицу заткнули за пояс и Жлобин, и Копыль, и Березино, и Червень. Вот и приходится юниорам стоять в очереди за гандболом, баскетболом, таеквондо. Ждать, пока закончатся их тренировки. Тренеры шутят: «Готовить волейбол, как и батут, в подвале очень сложно».

«Мальчишки у нас хорошие, но в них нужно вкладывать», — заключает Сергей Кононов.

Компетентно

Проблему оттока молодых талантов в Белорусской федерации волейбола признают и намерены решать со всей серьезностью. По словам председателя организационно–спортивной комиссии федерации Виктора Измашкина, «в настоящее время готовится масштабная программа, целью которой станет уменьшение (а лучше — прекращение) утечки игроков».

— Этой проблеме не первый год, однако решить ее какими–то запретами или авральными попытками залатать дыры невозможно. Поэтому федерацией разрабатывается целый комплекс мер, который, надеюсь, поможет нам вывести волейбол на качественно новый уровень.

bingo10@mail.ru

Советская Белоруссия № 221 (24851). Суббота, 14 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter