Мобильно и со вкусом

На полях Борисовщины можно встретить... парикмахеров
На полях Борисовщины можно встретить... парикмахеров

То, что в городе кажется само собой разумеющимся, деревенским жителям порой стоит немалых усилий. Взять, к примеру, тот же поход в магазин за продуктами: пропустишь приезд автолавки — рискуешь остаться без хлеба, потому что до ближайшего населенного пункта, где есть магазин, километров 10. Что уж говорить о бытовых услугах: где, например, постричься?.. Но люди привыкли к такому жизненному укладу. Поэтому подарок судьбы и Министерства торговли — небольшой автобус с надписью «Служба быта», в котором уместилась и парикмахерская, и швейная мастерская, и трикотажный магазин, — поначалу воспринимался с удивлением. Однако у него появляется все больше благодарных клиентов. Убедиться в этом я могла, проведя один день вместе с сотрудниками службы быта на колесах в Борисовском районе.

Если гора не идет к Магомету

На часах около 9.00. Водитель Геннадий Павлович, также ответственный за подачу электричества в автобус, и парикмахер Кристина Айвазян — уже на своих рабочих местах. На комплексно–приемном пункте Пересадского сельсовета — именно по нему на этот раз пролегает маршрут мобильной службы быта — к нам присоединяется приемщица заказов, она же швея Рита Грекович.

— Как думаете, будет сегодня работа? — спрашивает Кристина.

— А как же. Всех, кого могла, постаралась оповестить о нашем приезде. Так что с Богом...

И мы поехали...

Система мобильного бытового обслуживания появилась в нашей стране всего около месяца назад. По инициативе специалистов управления бытового обслуживания населения Миноблисполкома и УП «Борисовбытсервис» на Борисовском авторемонтном заводе созданы первые два передвижных комплексных приемных пункта по оказанию бытовых услуг на селе. А попросту — два специально оборудованных автобуса, один из которых колесит по Минскому району, другой — по Борисовскому. От того, как они себя зарекомендуют, будут ли пользоваться спросом, зависит будущее службы быта на колесах. Сейчас корректируется набор оказываемых бытовых услуг и ассортимент предлагаемого товара с учетом пожеланий самих сельчан. В частности, планируется, что уже в мае в автобусе помимо уже имеющегося оборудования установят наждак для заточки ножей, пил и другого инвентаря. Также будет закуплена пила–шведка для распилки дров. Не всем ведь старикам на помощь дети могут прийти. А тут без лишних хлопот за доступную цену служба быта поможет решить эти проблемы. Как сказала, напутствуя меня в дорогу, директор УП «Борисовбытсервис» Ирина Муравейко: «Мы хотим, чтобы каждый сельский житель, у которого сегодня нет возможности прийти в Дом быта, знал, что о его потребностях мы заботимся. И в определенный день месяца он может рассчитывать на нашу мобильную службу быта, которая окажет все необходимые услуги прямо на месте. А вещи, нуждающиеся в сложном ремонте, доставит в стационарную мастерскую, а затем в лучшем виде вернет владельцам».

Первый улов

Первая остановка в деревне Тарасики. Сельчане, явно оповещенные о приезде службы быта, сразу потянулись к автобусу.

— Да вы подходите, не стесняйтесь, — заулыбалась клиентам Рита Сергеевна. — Смотрите, какое мы вам красивое постельное белье привезли, а полотенца, скатерти, трикотаж — дешево. Вся продукция — швейных цехов «Борисовбытсервиса». А то, может, постричься кому надо, мебель новую справить, обувь отремонтировать...

Спустя минуту–другую у автобуса уже выстроилась очередь. Даже несмотря на то, что некоторые из собравшихся женщин были из Борисова, привезенный товар покупали с удовольствием. Мол, домой только вечером возвращаемся, а там уже и времени нет по магазинам ходить. Другие, наоборот, услугами интересовались. Кто–то принес обувь в ремонт, спрашивают: а скоро ли готово будет? — и в ответ: не пройдет и недели, вернем в лучшем виде... Кто–то спрашивал: сколько стоит диван перетянуть? Кому–то нужно было холодильник в ремонт сдать.

Подсчитывая по пути в следующий населенный пункт «первый улов», оказалось, что меньше чем за час в Тарасиках мы наторговали почти на 200 тысяч рублей.

— Жаль вот, постричься никто не захотел, — немного разочарованно сказала Кристина. — Людям в новинку, что такую услугу мы оказываем прямо в автобусе. Но ничего. Со временем, думаю, клиентов прибавится. А вообще, даже сейчас в разных деревнях я по 2 — 4 стрижки каждый день делаю.

— И как вы так наловчились? Небось, в автобусе прическу делать не так удобно, как в стационарной парикмахерской? — спрашиваю.

— Стрижку — это что... — делится опытом «мобильный» парикмахер. — Я когда первый раз мелирование в автобусе делала, вот это трудно было. Воды горячей нет... Нужно подогреть в чайнике. Сушилки тоже нет. Приходится согревать волосы феном. Но вы правы, нужно наловчиться. Чтобы клиенты всех этих сложностей не замечали, чтобы остались довольны и в следующий раз снова пришли к нам стричься.

Индивидуальный подход

Минув километров 10, сигналим уже в деревне Верески.

— А что, большая деревенька? — спрашиваю.

— Домов–то много. Вот улица какая — чуть ли не на километр тянется. А жилых, может, с десяток, — рассказывает Рита Сергеевна. — Да мы с вами сейчас ко всем зайдем. Люди старенькие живут, автомобильный гудок могут и не услышать. А расписание мобильной службы быта так составлено, что автобус только раз в месяц заезжает в деревушки. Чаще не получается, ведь в районе таких населенных пунктов больше сотни.

На этот раз клиентов не много. Одна стрижка да пару комплектов постельного белья. Зато сколько благодарности в глазах стариков — вот ведь не забыли о них... Не все же можно измерить деньгами.

Следующая по маршруту деревня Струпень. На этот раз в парикмахерскую на колесах выстроилась целая очередь. Цены не кусаются: женская модельная стрижка — около 5 тысяч стоит, мужская — около 4. А ветеранам Великой Отечественной войны раз в три месяца парикмахерские услуги и вовсе бесплатно оказываются.

— Ой, хорошо, что такую услугу придумали. Я уже так обросла, а в город, когда за продуктами раз в месяц выбираюсь, так не до парикмахерской, — делилась впечатлениями Лидия Михайловна Прищепа. И улыбалась, глядя на себя в зеркало. — А сколько у вас завивка стоит? 11 тысяч? Недорого. В следующий раз обязательно еще и завивку сделаю.

Тем временем с другой стороны автобуса шла бойкая торговля. И надо сказать, будь это день зарплаты или пенсии, покупателей было бы еще больше. А так на предложение приемщицы заказов постричься, купить новое постельное белье некоторые с сожалением отвечали: и рады бы, да денег нет. Что тут сказать? Расписание автобуса, конечно, можно скорректировать с учетом дней выплат зарплат и пенсий. Но если в нескольких сельсоветах они совпадают — ничего не поделаешь. Есть, правда, еще один выход: работа мобильной службы быта в кредит — такая возможность сейчас также рассматривается. И сельчанам удобно, и организации бытового обслуживания клиентов не потеряют. А значит, будет прибыль и возможность развития новых услуг...

В полевых условиях

Закончив работу в Струпене, наш автобус едет дальше.

— Ой, так это ж наши хлопцы из Пересад, — оживилась Рита Сергеевна, увидев в окошко трактористов на поле, — тормози...

Лично мне такая инициатива поначалу показалась несерьезной. Но уже спустя минуту Рита вела в парикмахерскую очередного клиента. Через 15 минут модельная стрижка была готова.

— Жена точно не поверит, если скажу, что прямо в поле постригли, — улыбнулся механизатор ОАО «ПМК–16–Агро» Николай Фелькин. — Работаем сейчас с 5 утра и до позднего вечера... Нужно быстрее землю к посеву готовить. Так что уж и не знаю, когда бы в парикмахерскую выбрался. Спасибо.

Сказал — и снова за баранку. Ну а мы — дальше по маршруту... Впереди еще две остановки — деревни Залесье и Ельница. А может, и больше. Ведь, хотя деревушки с населением меньше 40 человек не отмечены в маршруте службы быта на колесах, если будет в них спрос на бытовые услуги — обязательно нужно обслужить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter