«Формула-1». Гран-при Австралии

Мельбурнские страсти чемпионов

Гран-при Австралии редко бывает неинтересным. Достаточно сказать, что за предыдущие 5 проведенных здесь этапов имя победителя ни разу не повторилось. Из ныне гоняющихся в «Формуле-1» чемпионов все трое поднимались на верхнюю ступень подиума, но лишь Льюис Хэмилтон дважды, а Фернандо Алонсо и Макс Ферстаппен всего по одному разу. Среди призеров этого Гран-при значится и российский гонщик Виталий Петров (2011 г.), хотя из уроженцев Австралии до сих пор никто из пилотов «Больших призов» ни разу на подиум не приезжал.

Старт и … «финиш» Макса Ферстаппена

С поула, как известно, стартовать проще. Если не проспишь мгновение старта и не допустишь ошибки с работой сцепления, то к первому повороту есть все шансы доехать первым. Тем более если у тебя заведомо самая быстрая машина в действующем пелотоне. Это прописные истины. Но Макс не был бы Максом, если бы отказался от своей неспортивной манеры картингового старта. В Мельбурне и в этот раз голландец весь свой опыт направил сначала на то, чтобы перекрыть движение ближайшему сопернику, и лишь затем занялся непосредственно своей гонкой. Его маневр вправо наперерез траектории Карлоса Сайнса, а затем возвращение на свою сторону, вновь перекрывая движение сопернику перед первым поворотом, на мой взгляд, являются неприятной характерной чертой пилотирования действующего чемпиона. Ведь, стартуя впереди, Ферстаппен спокойно мог бы ехать прямо к первому повороту и заходить в него по наружному радиусу на оптимальной скорости. В любом случае именно на эту траекторию голландец и вернулся после своего «неприличного» демарша в адрес соперника.

 Сохранив лидерство на старте, пилот «Ред Булл» попытался оторваться от «Феррари» своего преследователя, создав интервал хотя бы в секунду. Но одного круга для этого было недостаточно, даже при всем нынешнем преимуществе болидов австрийской «конюшни». А по новым правилам, вступившим в силу с этого сезона, систему подвижного крыла DRS можно задействовать уже на втором круге. Воспользовавшись этим, Карлос Сайнс вплотную приблизился к Ферстаппену и совершил обгон. Но трасса в Мельбурне располагает четырьмя зонами, где DRS можно задействовать. И было очевидно, что Макс тут же предпримет атаку, чтобы вернуть себе лидерство. Однако этого не произошло.

Более того, по радио пилот «Ред Булл» пожаловался на непонятное поведение своей машины, и мы увидели появившийся дымок в задней части австрийского болида с правой стороны. Подумалось поначалу, что проблема с двигателем, но оказалось все более прозаичным. У Макса Ферстаппена заклинило тормоза. Лидер чемпионата вынужден был сбросить скорость и направиться в боксы. И уже на въезде в пит-лейн у него на болиде взрывается заклинивший тормозной диск. Пламя охватывает заднюю часть машины, и прибыв на пит-лейн к своим боксам, Максу приходится покинуть болид, тушением которого тут же занялись механики. Увы, первый сход за последние два года.

Гнев Ферстаппена был понятен, отборная брань по радио в адрес команды и разочарование действующего чемпиона по поводу такой неполадки вполне объяснимы. Уже через двадцать минут видеокамеры выхватили из событий автодрома фрагмент, когда, переодевшись в цивильную одежду, Макс в окружении своих охранников покидает пределы боксов, направляясь к выходу из паддока. Еще бы! Если сам не едешь, то какой интерес наблюдать за остальными? В этом весь Ферстаппен.

Еще один чемпион за бортом…

Как ни странно, следующей жертвой технических неисправностей стал тоже чемпион. Не проехав и трети из 58 кругов полной дистанции гонки, вынужден был запарковать у обочины трассы свой «Мерседес» Льюис Хэмилтон. Безо всяких сигналов о неполадках, огня или дыма приказал долго жить двигатель на машине британского чемпиона. Просто взял и выключился, оглушив своего пилота внезапной тишиной. Даже экран дисплея на руле немецкого болида погас. Льюис сумел-таки докатиться на своей «потерявшей сердце» машине до удобного выезда с трассы и сошел с дистанции.

К тому времени британец уже провел свой пит-стоп, заменив свои мягкие, слабо устойчивые к износу шины, и готов был продолжать погоню за первой «шестеркой» лидирующей группы. Сход был не только неожиданным, но и разочаровывающим. Мы лишились возможности наблюдать за вероятными атаками 7-кратного чемпиона на своих соперников, а команда «Мерседес» – своего ветерана на трассе.

В отличие от Ферстаппена, Льюис не покинул боксы и был с командой вплоть до финиша гонки. Вот и говорите теперь о потере якобы мотивации у британского чемпиона после подписания им на будущий сезон контракта с «Феррари». Хэмилтон – настоящий гонщик, зрелый, и это связано не только с его возрастом.

Конечно, разочарование от результатов этого Гран-при, а еще больше от по-прежнему неконкурентной машины Льюису скрыть трудно. Но давайте быть объективными, у британца есть все основания для критики нынешней концепции болида «Мерседес». И это лишний раз доказывает правильность принятого им решения о смене немецкого флага на итальянский на будущий год. Так плохо Хэмилтон ни разу еще не начинал сезон за всю свою славную биографию в «Формуле-1».

Спасибо, дружище Льюис!

Оставшись на трассе в единственном числе как представитель чемпионского корпуса «Формулы-1», Фернандо Алонсо получил еще и приятный ценный подарок от своего бывшего напарника по команде «МакЛарен». Из-за схода Льюиса на короткое время был объявлен на трассе режим «виртуального сейфти-кара». И испанский чемпион не преминул этим воспользоваться, проведя свой пит-стоп с наименьшей потерей времени. Ему удалось закрепиться в пятерке лидеров, хотя после стартового круга испанец был всего лишь 11-м.

Правда, уже через 10 кругов Серхио Перес на своем «Ред Булл» обогнал сначала Джорджа Рассела, а затем и Фернандо Алонсо. Британца мексиканский гонщик прошел без последствий, вызвав лишь бурю комплиментов со стороны соперника по поводу очень быстрого австрийского болида. А вот с испанцем было не все так просто. Серхио даже слегка повредил днище своей машины, и в последующем это не позволило ему продолжить свое восхождение к подиуму. Так во всяком случае утверждает руководитель команды «Ред Булл» Кристиан Хорнер, защищая своего подопечного.

К финишу гонки к машине Фернандо подобрался и Джордж Рассел. Атаки «Мерседес» на «Астон Мартин» были на протяжении нескольких кругов на стадии подготовки. Британец прессинговал испанского чемпиона, находясь в зоне действия DRS, но даже подвижное крыло не помогало ему совершить обгон. Оставалось лишь дожидаться ошибки со стороны ветерана. На предпоследнем круге Рассел настолько близко приблизился к корме соперника, что в какой-то момент потерял концентрацию. И случилось то, что может случиться с любым, кто долгое время едет, приклеившись к впереди идущей машине даже на обычных автострадах в левой полосе.

Достаточно было Фернандо чуть раньше затормозить перед очередным поворотом, и Джордж, избегая прямого контакта своего «Мерседес» с внезапно замедлившимся «Астон Мартин» соперника, потерял управление над болидом. Его машина вильнула по трассе и улетела в отбойник, отскочив от которого встала на бок, перегородив трассу. Благо сам пилот не пострадал. Эдакий «брейк-тест», как выразился Джордж, описывая действия испанского чемпиона.

Формально Фернандо был не виноват. Он вправе сам выбирать, когда ему тормозить перед поворотом и на какой скорости его проходить. Спрашивается, чего ему беспокоиться о тех, кто едет сзади? Траекторию на торможении он не менял, хотя после прихода Макса Ферстаппена в «Формулу-1» это запрещенное ранее правило частенько стало игнорироваться голландским чемпионом. «Калитку в повороте не захлопывал», поскольку до поворота еще пилоты и не доехали. Однако стюарды, взявшие в рассмотрение этот инцидент, решили по-иному. Не обвиняя Алонсо напрямую в случившейся аварии, вершащие судьбы пилотов судьи вменили в вину испанскому чемпиону «опасное маневрирование».

И за этим последовал штраф в виде проезда по пит-лейну с 10-секундной остановкой у боксов. Но поскольку гонка уже была завершена, его заменили добавленными к итоговому времени испанца двадцатью секундами. Вместо 6-го, с таким трудом заработанного места, Фернандо пришлось довольствоваться лишь 8-м, пропустив вперед себя в итоговом протоколе и своего напарника Лэнса Стролла, и пилота «РБ» Юкки Цунода. Надо заметить, что в Мельбурне японский гонщик показал результат, значительно превышающий все даже самые смелые прогнозы.

Борьба обостряется или это только иллюзии?            

Гонка завершилась в режиме виртуальной машины безопасности. Разбитый «Мерседес» Рассела слишком откровенно стоял на боку посреди трассы. Торопиться убирать его не было смысла, поскольку до окончания Гран-при оставался всего один круг. Таким образом Карлос Сайнс стал победителем австралийского этапа, а его напарник Шарль Леклер своим вторым местом обеспечил «Феррари» победный дубль.

От нашего внимания не ускользнул диалог испанца со своим инженером. За несколько сот метров до финишной черты Карлос пожаловался командному мостику, мол, зачем Шарль так сильно приблизился к нему? Пустые, на первый взгляд, опасения Сайнса на самом деле вскрыли тревогу испанского гонщика по поводу отношения к нему руководства итальянской скудерии. Оставшись без контракта на следующий сезон, Карлос сильно переживает, что в «Феррари» ему не дадут выигрывать гонки, отдавая предпочтение своему главному пилоту, в роли которого официально значится Леклер. Но в данном конкретном случае Сайнсу нечего было бояться. В режиме сейфти-кара обгоны запрещены. А на приказ просто остановиться на трассе, чтобы пропустить своего напарника, никто не пойдет, тем более в начале сезона.

Но факт остается фактом, и тревожный звоночек из уст победителя гонки уже прозвучал. Впрочем, можно понять состояние Карлоса Сайнса, который всего две недели назад перенес операцию по удалению аппендицита. Физически эта гонка далась ему очень нелегко. Это было видно и по тому, с каким трудом испанец выбирался из своей машины после финиша, и по тому, как он передвигался затем, принимая поздравления команды и своего отца. Даже на подиуме движения Карлоса были скованными, всякий раз он интуитивно прикрывал место операции рукой или поворотом тела. В таких случаях говорят, что больному проще ехать, чем идти. Но провести в таком состоянии полуторачасовую гонку на высоких скоростях с многочисленными перегрузками – это большое мужество. При этом еще и опередить всех, в том числе и своего вполне себе здорового напарника.

В качестве оправдания неудачному выступлению своих подопечных руководство «Ред Булл» сказало, что машины «Феррари» были на две секунды быстрее на этой трассе. Ну, скажем честно, не настолько много. Учитывая темп Макса Ферстаппена на первом круге, преимущество австрийских болидов было очевидным даже на этом автодроме. Поэтому ответ на вопрос, сохранится ли интрига чемпионата, мы получим, скорее всего, уже через две недели.

Прямо из Мельбурна все гоночное оборудование «Формулы-1» отправилось самолетами в Японию на трассу в Сузуке. И уже там мы увидим, действительно ли стоит опасаться действующим чемпионам своих соперников из «Феррари» и «МакЛарен»? Ландо Норрис и Оскар Пиастри финишировали в Мельбурне вслед за дуэтом итальянской скудерии. Британец был в это воскресенье побыстрее своего австралийского напарника, которому так и не удалось добыть для своей страны первый в истории подиум на домашнем автодроме. Он стал лишь третьим австралийцем, которому удалось занять 4-е место в домашнем Гран-при. Ни Марку Уэбберу, ни Даниелю Риккиардо улучшить этот рекорд не получилось.



                

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter