Летать охота

Было время, когда жители Могилевщины, чтобы достать билет на самолет, ночами простаивали у касс «Аэрофлота»...

Было время, когда жители Могилевщины, чтобы достать билет на самолет, ночами простаивали у касс «Аэрофлота». Из Могилевского аэропорта можно было улететь в Вильнюс и Ригу, в Калининград, Сочи, Симферополь, Москву, Минск и даже далекий Усинск. Быстро, удобно, комфортно... Сейчас от когда–то многочисленных касс «Аэрофлота» в городе осталась только одна. Да и та продает билеты не на местные рейсы, а на все направления из различных аэропортов мира.


В Могилевском же аэропорту — тишина. Нет здесь больше ни провожающих, ни встречающих. Пустуют просторный зал ожидания, камеры хранения для багажа, буфет. Не востребована уютная комната матери и ребенка с холодильником и СВЧ–печью. Не подъезжают один за другим автобусы, доставляющие пассажиров. И такая картина тут уже много лет.


Впрочем, тишина обманчива. Аэропорт живет. Работают его службы. Время от времени здесь приземляются грузовые самолеты. Но работники предприятия живут надеждой, что когда–нибудь возобновятся и пассажирские рейсы.


...Заместитель начальника Могилевского филиала предприятия «Белаэронавигация» Василий Будишевский показал мне отдельно стоящее трехэтажное здание, часть которого арендует сейчас швейный цех. Лет двадцать назад все его кабинеты занимали пилоты — больше ста человек, да еще стюардессы. Имелся и свой парк самолетов: ЯК–40 — 21 борт и вдвое больше АН–2, известных как «кукурузники». В аэропорту тогда работали 1.200 человек. Сегодня же осталась десятая часть коллектива.


Золотое время закончилось в экономически непростом 1991 году: резко уменьшилось число пассажиров, денег на ремонт самолетов не стало. Нуждающиеся в починке борты списали, «кукурузники» передали сельскому хозяйству. Тогда начались и сокращения — многие службы упразднялись полностью. Аэропорту «Могилев» управления Белорусской гражданской авиации стали не нужны летчики и стюардессы. Больше не требовался участок по обслуживанию воздушных судов с автозаправкой. Но оставшиеся работники не разбегались, а искали выход из тупиковой ситуации. Освободившиеся помещения стали сдавать в аренду, аэропорт начал выполнять наземные транспортные услуги. Одно время, например, особенно пользовались спросом топливозаправщики. Периодически выполнялись авиарейсы самолетами различных компаний: доставляли детей на оздоровление, «челноков» за товаром. Но как ни старались, а территория аэропорта приходила в запустение. Требовали ремонта здания, зарастала кустарником взлетная полоса.


— В 2000 году нас передали предприятию «Белаэронавигация», мы стали его филиалом, — вспоминает начальник Могилевского филиала Владимир Никитин. — В зданиях был сделан ремонт, очистили от кустарников взлетную полосу. С тех пор мы дважды пробовали возобновлять пассажирские рейсы. Но пока, к сожалению, безуспешно.


В 2003 году частная фирма пробовала доставлять из Могилевского аэропорта пассажиров в Москву. Однако маршрут «не пошел». Возможно, было выбрано неудобное время вылета — 10 утра. В белокаменную пассажиры попадали около 12.00. Весь день оказывался разбит. Не исключено, что рейс нужно было просто «накатать», заново приучить командированных, деловых людей и туристов летать самолетами. Но у частников, терпевших огромные убытки, не хватило терпения, и они сдались. Понять их можно. Случалось, из Могилева в Москву самолет летел порожняком, чтобы забрать оттуда единственного пассажира, купившего билет.


Большие надежды возлагались на рейс Могилев — Калининград, возобновленный в марте 2008–го. Желающие улететь собирались из всей Могилевской области — Чаусов, Горок, Костюковичей. Полеты были удобны прежде всего тем, что не надо несколько раз пересекать границы. Прошел в аэропорту досмотр — и лети без хлопот до места назначения.


Карты спутал кризис. Пассажиров стало меньше, компания «Гомельавиа», самолетами которой выполнялись рейсы, отказалась от полетов...


Сегодня могилевский аэропорт занимается обслуживанием грузовых воздушных судов — заправкой, обеспечением электросистем. За 9 месяцев этого года обслужили 329 полетов, в прошлом году за тот же период — 257. Как видно, положительная динамика есть. Сюда заходят самолеты грузинской компании Sky Georgia, российской «Континент», казахской «Азия–Континенталь». Редко, но прибывают в аэропорт чартерными рейсами немногочисленные пассажиры — спортсмены, деловые люди.


...В сердце аэропорта — диспетчерской, как обычно, рабочая обстановка. Руководитель полетов Александр Котов и диспетчер Александр Кравченко внимательно следят за показаниями приборов — они готовы принимать пассажиров в любом количестве. Как, впрочем, и все службы аэропорта. Зарплатой его работники не обижены — сегодня в среднем она больше миллиона рублей. Но каждый из профессионалов все равно мечтает о регулярных пассажирских рейсах — приятном оживлении в зале ожидания, больших чемоданах, эмоциональных встречах и расставаниях.


Пару лет назад в Могилев приезжали турецкие бизнесмены, предлагали наладить вылеты в Турцию на отдых. Но опять помешал кризис...


— Не только мы, но и пассажиры надеются, что когда–нибудь аэропорт заработает в полную силу, — не скрывает начальник Могилевского филиала Владимир Никитин. — Многие звонят, спрашивают, есть ли рейсы на Симферополь, Москву, Калининград.


По словам руководителей Могилевского филиала предприятия «Белаэронавигация», сегодня не так много возможностей, чтобы помочь областным аэропортам возобновить выполнение своих основных функций. Летчиков гражданской авиации у нас пока не готовят, не считая начальной подготовки в аэроклубах. Вложить в авиацию большие капиталы желающих нет. Надежда разве что на зарубежных инвесторов.


Компетентно


Заместитель генерального директора по аэропортам республиканского предприятия «Белаэронавигация» Владимир Кушаль:


— Нашему предприятию переданы все аэропорты областных городов. На каждый из них заходят на техническую посадку грузовые самолеты. По пассажирским же рейсам пока есть вопросы. Еще недавно российской авиакомпанией выполнялись рейсы Москва — Брест и Москва — Гродно, но по техническим причинам и они временно приостановлены. Хотя аэропортам выгодно принимать пассажирские борты. Сейчас мы ищем партнеров: связываемся с российскими, украинскими авиакомпаниями. Рассчитываем на успех.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter