«Формула-1». Гран-при Мексики. Когда родные стены не помогают

Самым большим разочарованием для мексиканских любителей автоспорта, собравшихся в прошедшее воскресенье на автодроме братьев Родригес в Мехико, чтобы наслаждаться Гран-при «Формулы-1», был сход с дистанции их земляка Серхио Переса после аварии в первом повороте стартового круга. И виновником этой аварии был сам мексиканский гонщик. Домашняя трасса не помогла выступлению пилота «Ред Булл».

За те 27 сезонов, что я пишу о «Формуле-1», регулярно выезжая на ряд ее этапов, мне доводилось частенько видеть, как на домашних трассах кумиры местных болельщиков проводили не самые лучшие гонки. Но вот чтобы болельщики начинали покидать трибуны уже после первых кругов Гран-при – это впервые. Мексиканцы слишком любят своего единственного в сегодняшних «Больших призах» гонщика. И, очевидно, из чувства солидарности с ним решили покинуть в минувшее воскресенье свои места на трибунах сразу же после того, когда в результате аварии Серхио Пересу пришлось сойти с дистанции. 

Нечто подобное я встречал на бельгийской трассе в Спа-Франкоршам несколько лет назад. Там Макс Ферстаппен, родившийся недалеко от этого автодрома, после одной из своих частых аварий периода становления вынужден был сойти с трассы. И многотысячная толпа его фанатов в оранжевых майках решила не досматривать ставшую для них сразу же скучной гонку, покинув трибуны и устремившись к выходу с автодрома. Тот случай мне запомнился тем, что бельгийско-голландские болельщики своими неожиданными действиями фактически парализовали перемещение служебных шаттлов, перевозящих фотографов вдоль трассы по местам фотографирования. Мы сидели тогда с коллегами в этих микроавтобусах, с грустью глядя на движущуюся возбужденную человеческую массу, блокировавшую все выезды и подъезды к маршруту шаттлов, вынужденно терявших драгоценные минуты и удачные сюжеты.

Нет, разумеется, не все болельщики покинули в Мехико трибуны из-за схода Серхио Переса. Это было бы уж совсем нелепо, особенно учитывая, как дорого стоят билеты и тот факт, что гонка проходит в мексиканской столице всего один раз в год. Большинство любителей «Формулы-1» все же остались на своих местах, чтобы досмотреть до конца этот Гран-при. И будем откровенны, интрига продолжившейся гонки вполне компенсировала их решение. «Не Пересом единым жив человек» – можно было бы сказать, перефразируя известное изречение мудрецов.

Чемпион опять впереди

Легкость, с которой достаются победы Максу Ферстаппену в этом сезоне, поражает. Как будто для голландского чемпиона все звезды сошлись в нужном месте и нужное время. Особенно это заметно на фоне откровенно разочаровывающего выступления его напарника. В Мехико вынужденный стартовать с 3-го места из-за не самой лучшей своей квалификации, голландец уже после первого поворота оказался в лидерах, чтобы затем спокойно довести свое преимущество до очередной, 16-й победы в сезоне и 51-й в карьере.

Единственным разочарованием для Макса в этот уикенд был тот факт, что время лучшего круга в гонке показал не он, а Льюис Хэмилтон. Отставание на финише между британским и голландским чемпионами было почти 14 секунд. По всей видимости, Ферстаппен пребывал в некоторой эйфории от своего очередного успеха, не ожидая, что на последних секундах гонки его именитый соперник сумеет украсть у него ожидавшееся зачетное очко за лучший круг.

Кстати, несмотря на победу в гонке, звание лучшего гонщика дня досталось тоже не Максу. Так уж повелось, что зрителям, голосующим в интернете по результатам каждого  Гран-при, редко импонируют выступления пилотов, когда победы выигрывают с такой легкостью. Героем дня был Ландо Норрис, который после старта с 17-го места финишировал 5-м, проведя ряд блистательных, а иногда даже дерзких обгонов и заработав для своей команды 10 очков. Они еще больше упрочили положение британской «конюшни» на 4-м месте Кубка конструкторов.

В погоню за титулом

О каком титуле может идти речь, скажете вы, если чемпионы этого сезона уже известны как в личном, так и в командном зачетах? Речь идет о вице-чемпионском звании. И конкретно о сражении за него Льюиса Хэмилтона и Серхио Переса. А так ли уж значимо оно для этих пилотов?

Скажем, для мексиканского пилота стать вице-чемпионом «Формулы-1» – это было бы весьма важным событием. Он ни разу за карьеру не поднимался выше 3-го места. А ведь уже третий год его болид позволяет не просто приезжать на подиумы, но и побеждать в гонках. Не даром же напарник Серхио в третий раз стал в этом году чемпионом. Причем второй год подряд досрочно и с большим отрывом от конкурентов. В прошлом году Макс Ферстаппен не стал помогать своему товарищу по команде, и по результатам сезона Пересу не хватило всего каких-то трех очков, чтобы впервые в карьере стать вице-чемпионом самой престижной в мире серии автоспорта.   

В этом году машина «Ред Булл» настолько лучше остальных болидов в пелотоне, что не стать вторым по результатам личного зачета – это уже будет считаться провалом для мексиканского пилота. А ведь еще в начале сезона, одержав две победы, Серхио всерьез мечтал стать даже чемпионом «Формулы-1», не подозревая, сколь тернистой затем будет его дорога на этом пути на фоне успехов его напарника.

Пока еще Перес сохраняет свое второе место в общем зачете, но с каждым инцидентом на трассе и с каждым неудачным выступлением его позиция становится все более шаткой. И в роли главного конкурента мексиканца сейчас выступает 7-кратный чемпион Льюис Хэмилтон. После Гран-при Мексики их отделяют всего 20 очков.

Что касается Льюиса, то помимо своих многочисленных чемпионских кубков у него уже есть три звания вице-чемпиона «Формулы-1». Это было в его дебютном сезоне в 2007 году, когда до последней гонки он сражался под знаменами «МакЛарен» за чемпионство с Фернандо Алонсо. Победив в той дуэли, чемпионом Хэмилтон так и не стал, потому что титул неожиданно достался Кими Райкконену, сумевшему «испечь свой праздничный пирог на углях чужого конфликта». 

Затем было разочаровывающее вице-чемпионство в 2016 году, когда в последней гонке сезона Льюис уступил чемпионский титул своему напарнику по «Мерседес» Нико Росбергу. Немецкий пилот формально так и остался непобежденным, поскольку сразу же после финала сезона неожиданно для всех навсегда ушел из автоспорта.

Следующий титул вице-чемпиона, так же как и предыдущие, Хэмилтону был не в радость по итогам сезона-2021. Драматические события того финального этапа в Абу-Даби, где волюнтаристские решения руководителя гонки, стоившие тому его руководящего поста и потерянной репутации, не позволили Льюису стать 8-кратным чемпионом. Понятно, что о радости по поводу вице-чемпионства тогда не могло быть и речи.

Но в этом году, по правде говоря, если британец займет второе место по итогам личного зачета, то это будет для него высоким показателем нерастраченного мастерства. Ведь не секрет, что болиды «Мерседес» в этом году заметно уступают «Ред Булл». Поэтому опередить хотя бы второго пилота австрийской «конюшни» для Хэмилтона будет считаться достойным успехом.

После старта с 6-й позиции и схода Серхио Переса британскому чемпиону пришлось изрядно потрудиться, чтобы обогнать по ходу гонки сначала Даниеля Риккиардо на «Альфа Таури». Затем за счет тактики он обошел Карлоса Сайнса, а под занавес гонки еще и опередил Шарля Леклера. В итоге Хэмилтон финишировал на втором месте с довольно большим 10-секундным отрывом от пилота «Феррари».

Итальянская скудерия опять чудит?

Именно такой напрашивался вывод, когда на финальный отрезок гонки в «Феррари» поставили на машину Шарля Леклера жесткие шины «хард» вместо средних «медиум», как это сделали все ближайшие соперники. А ведь в тот момент гонка была остановлена красными флагами из-за аварии Кевина Магнуссена. И ни о какой там спешке, вынудившей команду принять неправильное решение, не могло идти речи.

Почему же командный мостик все же предпочел «замедлить» своего пилота в самое неподходящее время? Ведь Шарль Леклер был на тот момент вторым, и до появления красных флагов держался практически в том же темпе, что и лидировавший Макс Ферстаппен.

Свои действия пояснил после гонки журналистам руководитель «Феррари» Фредерик Вассер. По словам французского менеджера скудерии, они были уверены, что на оставшиеся 35 кругов гонки шин «медиум» машине Леклера не хватит. Почему же их хватило болидам соперников? Тот же «Мерседес», на котором Льюис Хэмилтон без особого труда объехал Шарля Леклера, был на шинах «медиум» и позволил последний круг проехать быстрее всех, за что британский чемпион получил дополнительное очко.

Но руководство «Феррари» отказалось признать допущенную тактическую ошибку. Мол, болиды скудерии не так бережно относятся к расходу шин, как машины их конкурентов. В итоге после старта с первого ряда Леклер и Сайнс финишировали на 3-м и 4-м местах. Действительно, сложно упрекать в такой ситуации, когда даже любое место на подиуме для «Феррари» пока еще считается огромным успехом.

Пока что итальянцы в Кубке конструкторов проигрывают 22 очка «Мерседес» в борьбе за 2-е место. Немецкая заводская «конюшня» явно раскатилась во второй половине сезона и твердо намерена сохранить свое преимущество до конца сезона. Так что в оставшихся трех Гран-при сезона (Бразилия, Лас-Вегас, Абу-Даби) мы еще наверняка увидим сражение за вице-чемпионство между «Феррари» и «Мерседес».

Следующий этап пройдет уже в ближайший уикенд в Сан-Паулу на знаменитой трассе Интерлагос, и он состоится в формате с субботним спринтом. Зрителям скучать не придется. Можно быть в этом уверенным.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter