Леонид Карпов. Легенда о настоящем авиаторе

Когда аплодирует небо

(Окончание. Начало в № 212.)

Лейтенант Карпов в кабине УТИ МиГ-15 СТК перед катапультированием. Кобрин, 1962 год.

После того, как в 1960 году у Леонида Карпова не раскрылся основной парашют, но он чудесным образом спасся, казалось, надо бы, что называется, завязать с прыжками раз и навсегда. Но не тут-то было. Он стал прыгать с еще большим аппетитом! Более того, 31 января 1961 года приказом главкома ВВС Героя Советского Союза Главного маршала авиации Константина Вершинина старшему летчику 133-го иап лейтенанту Карпову, имевшему на счету 100 парашютных прыжков, была присвоена квалификация «инструктор парашютно-десантной подготовки». Теперь он имел право проводить занятия с летным составом по парашютному делу, став правой рукой начальника ПДС полка и дивизии. Но в апреле 1961 года не только его полк, но и управление 229-й истребительной дивизии попало под очередное сокращение. Многие летчики были просто выброшены на гражданку, где им пришлось начинать жизнь с нуля. Карпова оставили в рядах ВВС, но так как места в боевом полку не нашлось, отправили на должность летчика-инструктора в 707-й учебный полк старейшего в ВВС элитного Качинского высшего военного училища летчиков, который базировался на аэродроме у поселка Лебяжье в Сталинградской области.

Так уж повелось, что отношения между летчиками боевых и учебных полков в ВВС были всегда, мягко говоря, натянутыми. Эта нелюбовь была взаимной: и те и другие не любили чужаков-варягов. Не получилось дружбы со «шкрабами» и у Карпова. Не помогло даже то, что Леонид буквально потряс местных «асов» и летным, и особенно парашютным мастерством. Желающих доверить свою жизнь кусочку материи и 28 стропам среди летчиков-инструкторов было немного.

Здесь следует напомнить, сделав небольшое отступление, что те годы были временем невероятного подъема парашютного спорта в СССР. Виновником тому был легендарный белорус, мастер парашютного спорта, начальник воздушно-десантной службы воздушно-десантных войск генерал Иван Лисов. Он смело выступил на страницах «Красной Звезды» со статьей «На правах пасынка», рассказав о недооценке и плачевном состоянии парашютного спорта в вооруженных силах и его значении в укреплении обороноспособности страны. Он призвал продолжить славные традиции пионера парашютного спорта уроженца Пинска Якова Мошковского, создавшего и возглавившего Высшую парашютную школу Осоавиахима и положившего начало массовому развитию парашютизма в СССР. Первые прыжки, совершенные 26 июля 1930 года Мошковским и его товарищами, стали отправной точкой в становлении парашютного спорта. Но только благодаря Лисову этот день стал по-настоящему праздноваться как день рождения советского парашютизма. В нынешнем году спортсмены-парашютисты отпраздновали 90-летие этого события. При Лисове стал достойно отмечаться и День десантника 2 августа. 

«Один из парашютистов вывалился из подвесной системы на высоте 40 (!) метров и вертикально вошел в воду»

На волне подъема всесоюзного парашютного движения начальник Качинского авиаучилища генерал-майор Борис Мелехин обратился к главкому ВВС с просьбой провести первый чемпионат училища по парашютному спорту. Эту идею активно поддержал начальник ПДС ВВС заслуженный мастер спорта СССР полковник Николай Гладков. На старт вышли три команды: 704-го учебного полка из Котельниково, 706-го — из Бекетовки и 707-го — из Лебяжьего. 
Вот и настал звездный час лейтенанта Карпова, который вошел в историю легендарной Качи как установивший первый парашютный рекорд училища (это подтверждает врученная ему за это грамота) и ставший первым победителем соревнований в общем зачете.
Как вспоминает сегодня Леонид Ефремович, погодные условия были неблагоприятными. Дул сильный, до 6 метров в секунду, ветер, причем резко менял свое направление по высотам, как в слоеном пироге. Карпова это не испугало. У него была припасена на такой случай своя отработанная метода. Когда судьи для уточнения направления ветра запустили шар-зонд, который поднимался в небо со скоростью 1 метр в секунду, Карпов включил секундомер и начал следить за его поведением по высотам, делая пометки в блокноте. А затем в соответствии со схемой разложил на земле хорошо видимые с воздуха метки. На них он и ориентировался после покидания самолета Ан-2. Прыгали с высоты 800 метров на парашютах Т-2, имевших в куполе специальную щель для управления. Она позволяла маневрировать и перемещаться с горизонтальной скоростью до 2,5 метра в секунду. Зачетный круг был аж 200 метров, но найти его довелось далеко не всем. Перед самым приземлением, чтобы попасть как можно ближе к центру круга, Карпову пришлось на бреющем развить ту самую горизонтальную скорость 2,5 метра да плюс еще ветер 6 метров! Словом «врубился» в землю основательно. Ни песочка-подсыпки, ни смягчающих матов не было. От страшного удара искры из глаз посыпались! Как только ноги выдержали. Отклонение от центра — 66 сантиметров. Во второй попытке решил не рисковать и приземлился в 8 метрах. Но и к этому показателю никто, даже опытнейший начальник ПДС 706-го полка капитан Буйлов, даже не приблизился. Не случайно, когда потребовались опытные парашютисты для учебно-показательных прыжков в воду Таганрогского залива, о Карпове начальство вспомнило в первую очередь. Главная особенность этих прыжков состояла в том, что перед приводнением надо было своевременно и очень аккуратно расстегнуть подвесную систему парашюта и умело от нее освободиться. Не всем это удалось. Леонид Ефремович помнит, как один из парашютистов вывалился из подвесной системы на высоте 40 (!) метров и вертикально вошел в воду…

Прыжки в Таганрогский залив.

Когда в Качинское авиаучилище прилетел печально знаменитый УТИ МиГ-15 СТК для проведения учебно-показательного катапультирования, несмотря на невеселый кобринский опыт, Карпов, к всеобщему облегчению, без колебаний согласился повторить прыжок. Даже сегодня при всей автоматике, хитроумных приборах и системах защиты катапультирование — очень опасное для здоровья и жизни испытание. Но Карпов есть Карпов. Катапультирование над аэродромом в Бекетовке прошло без происшествий. А в его летной книжке появилась запись: «14.07.62 г. Тип самолета: УТИ МиГ-15 СТК. Тип парашюта: Т-1–3. Высота: 1500 м. Цель катапультирования: показное воздушное катапультирование».
Смелость лейтенант Карпов проявлял не только в небе. Не каждый бы решился написать письмо лично главкому ВВС и попросить о переводе из учебного в боевой полк. А он написал! Ответ не заставил себя ждать. 

«О воздушном акробате Валерии Шелухе сегодня мало кто помнит»

Так в августе 1962 года Карпов снова оказался в Белоруссии, в 979-м истребительном полку 95-й истребительной дивизии, который базировался в Щучине и летал на сверхзвуковых самолетах МиГ-19. В Щучинском гарнизоне Леониду Ефремовичу доведется прослужить 26 лет! Здесь он пройдет все свои летные ступеньки — от старшего летчика до заместителя командира полка, а закончит свою службу полковником, на должности старшего штурмана 95-й дивизии. Все эти годы он продолжал заниматься парашютным спортом, был капитаном команды парашютистов 979-го иап и сборной 95-й иад.

Валерий Шелуха.
Приехав в Белоруссию, он узнал от начальника ПДС 911-го полка Юрия Мацнева о трагедии, которая случилась на Лидском аэродроме 23 января 1962 года. Во время полета на показательное катапультирование на УТИ МиГ-15 СТК погибли летчик капитан Цветков и парашютист младший сержант Шелуха. Мастер спорта СССР по парашютному спорту Валерий Шелуха в 1960 году служил укладчиком парашютов в том самом 133-м иап в Кобрине и готовил парашюты Карпову для катапультирования, которое закончилось нырком в котлован с водой. О легендарном одессите, воздушном акробате, рекордсмене мира и СССР, чемпионе Европы, члене сборной СССР по парашютному спорту Валерии Владимировиче Шелухе сегодня мало кто помнит. Изучая историю Лидского аэродрома и зная об этой катастрофе, я многие годы искал его фотографию. Оказалось, что она есть у Карпова. Хорошо помнит он и обстоятельства этой трагедии. После взлета летчик обнаружил, что из одного из подвесных баков не вырабатывается топливо. Решил вернуться на аэродром. Шелуха попросил разрешения катапультироваться, но Цветков, опасаясь, что при срабатывании катапульты будет потеряно управление самолетом, который он и так с трудом удерживал от опасного кренения, запретил. Перед посадкой при уменьшении скорости на высоте выравнивания рулей для компенсации крена не хватило. Самолет перевернулся на спину и на глазах собранных на аэродроме летчиков 1-й гвардейской авиадивизии врезался в землю… Валерию Шелухе было всего 22 года.

Это была первая и последняя катастрофа «адской машины» УТИ МиГ-15 СТК на аэродромах ВВС Белорусского военного округа. Но различные неприятности, вплоть до серьезных травм и компрессионного перелома позвоночника, имели место, поэтому рискованные эксперименты вскоре отменили. А Карпов остался единственным летчиком в БВО, имевшим на своем счету два воздушных катапультирования. В программе подготовки летчиков оставили только наземные катапультирования на учебном тренажере НКТЛ-3 с перегрузками в 8 и 12 единиц, создаваемыми взрывами пиропатронов ПТ-8 и ПТ-12. На счету у Карпова 21 наземное катапультирование. Но и здесь случались ЧП, повлекшие за собой преждевременные списания пилотов с летной работы по состоянию здоровья. Со временем в строевых частях отказались и от НКТЛ. Это «удовольствие» стало обязательным только для курсантов летных училищ. На смену «адским машинам» пришли комнатные тренажеры-имитаторы с пневмоподбросом кресла. Оставили для летчиков, к огорчению многих, два обязательных прыжка с парашютом в год.

Катапультирование из УТИ МиГ-15 СТК.

«В акробатический комплекс входили две спирали — вправо и влево и два сальто — переднее и заднее»

А Карпов продолжал не только летать, но и с упоением прыгать с парашютом. В 1965 году, имея 350 парашютных прыжков, он выполнил норматив мастера парашютного спорта. 8 октября Центральный совет спортивных обществ СССР официально присвоил Леониду это высокое звание, а знак и удостоверение командир 979-го иап вручил ему на построении перед всем личным составом полка. Кстати, первые знаки мастеров спорта СССР по парашютному спорту были вручены в 1934 году (знак № 2 имел Яков Мошковский). Ровно через 40 лет, в 1984 году, таких счастливчиков было всего чуть больше 3500 человек. Причем непереломанных, то есть без тяжелых травм, среди них были единицы. Один из них Карпов. Главный секрет этого чуда — высочайший уровень его физической подготовки. Регулярные занятия гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, прыжками в воду с трамплина позволяли Леониду держать свое тело в нужном спортивном тонусе. А кто был первым в упражнениях на лопинге, на стационарном и подвижном гимнастических колесах, в прыжках на батуте, которые способствовали развитию координации движений, выносливости, вестибулярной и эмоциональной устойчивости? Конечно, Карпов!.

Передача эстафеты в небе.

Самым результативным в его парашютной биографии был 1966 год: 106 прыжков, в том числе и из вертолета-гиганта Ми-6. А 30 июня в Витебске первый заместитель командующего войсками БВО генерал-лейтенант Хачик Амбарян вручил Карпову грамоту за 1-е место в групповых комбинированных прыжках с высоты 1000 метров и выполнение наземного военно-прикладного комплекса на первенстве Белорусского военного округа по парашютному спорту. Команда в составе начальника ПДС 979-го иап капитана Бориса Добронравова, старшего летчика лейтенанта Карпова, укладчиков парашютов младших сержантов Льва Красильникова и Валентины Дерябиной переиграла 10 команд, в числе которых были и десантники, и спецназовцы! Прыгали на парашютах Т-3 из вертолета Ми-4. Нырнув в люк вертолета, все четверо 10 секунд устойчиво падали, а после открытия парашютов начинали маневрировать, стараясь приземлиться как можно ближе к центру зачетного круга. За это начислялись очки. После приземления, не теряя ни секунды, собирали парашюты и бегом несли их к судейскому столику. Затраченное на это время тоже измерялось заветными очками. После этого трехкилометровый кросс на время. После кросса все четверо получали пистолет Макарова. Три зачетных выстрела по мишени с 25 метров. И случилось чудо: летуны «побили» десантуру, заняв первое место! И где, в их столице — Витебске! А через месяц, в августе, на аэродроме в Липках под Минском проводилось лично-командное первенство 26-й воздушной армии. Прыгая из Ан-2 с высоты 1000 метров, Леонид Карпов занял 1-е место в соревнованиях на точность приземления в круг радиусом 25 метров. Сержант сверхсрочной службы Лев Красильников стал абсолютным чемпионом, а сержант Валентина Жарикова победила в соревнованиях по воздушной акробатике. Грамоты и почетные ленты победителям вручил Герой Советского Союза генерал-майор авиации Семен Харламов.

Чемпионы первенства ВВС БВО по парашютному спорту Валентина Жарикова, Лев Красильников, Леонид Карпов. 1966 г.

В августе 1967 года на аэродром в Кобрине съехались лучшие парашютисты из всех воздушных армий ВВС Вооруженных Сил. Здесь проводился лично-командный чемпионат ВВС по парашютному спорту. На правах хозяев 26-ю воздушную армию представляли две команды — ВВС-1 и ВВС-2. Капитаном ВВС-2 назначили Карпова. В его команду вошли мастера спорта сержанты Сергей Краснов и Лев Красильников, кандидаты в мастера спорта младшие сержанты Николай Панаморев и Лидия Тимошевич. Руководил соревнованиями заместитель командующего 26-й армией дважды Герой Советского Союза Леонид Беда, а главный судья — начальник ПДС армии подполковник Николай Резник. В программе были соревнования по выполнению комплекса акробатических фигур по сигналу с земли, одиночные прыжки на точность приземления, групповые комбинированные прыжки и прыжки с передачей эстафеты в воздухе. В акробатический комплекс входили две спирали — вправо и влево и два сальто — переднее и заднее. Учитывалось время и чистота выполнения фигур. Для мастера спорта это всего 11 секунд. Леониду Карпову посчастливилось получить уроки в выполнении этих фигур от легендарного спортсмена-парашютиста, заслуженного мастера спорта СССР, участника 8 (!) чемпионатов мира, установившего 36 (!) рекордов мира и Европы, белоруса Владимира Гурного. Он в парашютном спорте, что Харламов в хоккее или Яшин в футболе. Филигранное мастерство Гурного при выполнении акробатических фигур просто завораживало и зрителей, и судей. Непросто было победить и в соревнованиях по передаче эстафетной палочки. С высоты 2000 метров прыгал парашютист и падал плашмя лицом вниз, стараясь «зацепиться за небо» и максимально уменьшить скорость падения. Следом покидал самолет второй спортсмен, который, наоборот, группировался так, чтобы увеличить скорость падения и как можно быстрее догнать товарища, передать ему палочку. Кто быстрее передал, тот и выиграл. Как вспоминает Леонид Ефремович, за все время его участия в соревнованиях ЧП случилось лишь однажды, и именно во время передачи эстафеты. В небе над Кобринским аэродромом столкнулись Краснов и Красильников. Слава богу, отделались лишь ушибами, а парашюты не подвели. На чемпионате ВВС команда Карпова вошла только в десятку лучших. Да и как было рассчитывать на победу, если в команды соперников входили такие асы, как, например, воспитанница Минского аэроклуба, участница двух чемпионатов мира, 10-кратная рекордсменка мира в соревнованиях на точность приземления Вера Зубова (Слободенюк)! 

Участники соревнований на первенство ВВС. Карпов сидит третий слева. 1967 г.

«Однажды местом приводнения стало Комсомольское озеро в Минске»

Листая книжку учета парашютных прыжков, Леонид Ефремович с удовольствием вспоминает свою богатую событиями парашютную жизнь и укрощенные парашюты ПД-47, Т-1, Т-1А, Т-2, Т-3, Т-4, Д-1–5У, ПЗ-3, С-3, Ут-15, По-9.
Самым трудноуправляемым и жестоким был Т-1. При раскрытии его купола с задержкой в 10 секунд динамический удар был такой силы, что происходила кратковременная потеря зрения. 
Прыгать ему доводилось с самолетов По-2, Як-18, Ли-2, Як-12, Ан-2, вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-8 на аэродромах в Боровой, Щучине, Березе, Лиде, Росси, Липках. Однажды местом приводнения стало Комсомольское озеро в Минске!

После прыжка в Комсомольское озеро в Минске.

Свои крайние три прыжка во время службы в ВВС старший штурман 95-й авиадивизии полковник Карпов совершил 2 октября 1987 года в возрасте 50 лет на аэродроме в Росси, где проводились очередные учебно-методические сборы парашютистов. Среди прыгающих в звании полковника, что неудивительно, он был один. Думаю, было немало таких, кто, глядя на него, без пяти минут пенсионера, думал: чудак-человек! А Леонид Ефремович с удовольствием дважды распечатал небо на Ут-15 с высоты 1000 метров и задержкой в 15 секунд. Точку поставил на По-9 с высоты 1500 метров, задержав раскрытие парашюта на 20 секунд. Но, как оказалось, и этот прыжок не стал крайним в его биографии. 21 августа 2005 года 68-летний ветеран с парашютом Д-1–5У смело покинул на высоте 600 метров Ан-2 и образцово приземлился на аэродроме «Каролино» под Гродно.

Леонид Ефремович по праву гордится своими парашютными успехами. Но и в летном деле у него их немало. За освоение новейшего по тем временам истребителя с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23 и успешное переучивание молодых летчиков командир 3-й эскадрильи 979-го иап майор Карпов был награжден орденом Красной Звезды. В 1983 году одним из первых в ВВС полковник Карпов взлетел на легендарном истребителе МиГ-29. 21 августа 2011 года неугомонный Леонид Ефремович, без всякой натяжки человек-легенда, на учебном Як-52 над аэродромом в Боровой, где он в 1954 году сделал свой первый шаг в небо, в возрасте 74 лет в течение 30 минут крутил фигуры высшего пилотажа, включая перевернутый плоский штопор! 
А совсем недавно, в 2019 году, вместе со своим другом Героем Советского Союза Иваном Жуковым он рассекал небо над родным Щучинским аэродромом на самолетах «Пайпер» и «Соката Ралли»! 
Это о них поется в песне: «Старость меня дома не застанет!» «Старики-разбойники» из великого поколения летчиков 1960-х годов. Именно таких и брали в космонавты.

Леонид Карпов и Иван Жуков.

Фото из личного архива Леонида Карпова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter