О сдаче урожая заготовителям

Хочется брусники

Знал я одного человека, который не любил ягоды. Совсем не мог их есть. Съест горсть земляники — щеки мгновенно становятся красными, как пионерский галстук, зудят, чешутся. Такой же эффект вызывала у него и клубника, как импортная, так и отечественная. Он на эти соблазнительного вида ягоды смотреть не мог, отворачивался, стороной обходил. Хочется, да колется. Но, согласитесь, таких людей не очень много. Лесные ягоды любят все. Кто–то землянику предпочитает, кто–то — малину или бруснику. Я вот, например, очень чернику уважаю. Она ведь не только вкусная, но и для зрения полезная. Вредные вещества из организма выводит.


Этот год на чернику не очень богатый. Говорят, что сильный мороз во время цветения ягодников случился, поморозил. Разговаривал с теми, кто ягоды собирает и сдает на продажу, сделав собирательство одним из источников летнего, но нелегкого дохода. Потом их рассказы перепроверил. Так вот, ходят по чернику рано утром, пока прохлада держится. Соберут и несут сдавать. Но не в магазин деревенский, где примут лесную ягоду с радостью, а «предпринимателю». Именно так деревенские называют человека с машиной, ящиками, весами и наличными деньгами. Вот такой собирательный образ нарисовался. Сейчас поймете, почему несут не в магазин. Когда черника пошла, то принимало ее государство в лице райпо — по 18 тысяч за килограмм, а предприниматель платил 30 тысяч, кроме всего прочего, не вычитал из общего веса четыре процента.


Кто же понесет лесную ягоду в магазин, теряя на каждом килограмме 12 тысяч кровно заработанных рублей? Естественно, местные жители ждут своего предпринимателя, обходят магазин стороной. Все договорено, даже номер мобильного знают. В нужное время, когда ведро полное, машина с весами подъедет к опушке леса, подождет и примет свежие ягоды. А бывает, что и у магазина, на деревенском перекрестке, стоять будет.


Поинтересовался у продавца местного магазина, сколько килограммов черники приняли в этом сезоне от местных «старателей». Не удивляйтесь — всего только 10. И это за весь сезон, почти за целый месяц...


А ведь люди в лес ходили каждый день, без выходных, собирая примерно по ведру, а особо старательные умудрялись и по два. Получается, что все ягоды забрали разворотливые предприниматели. И, скорее всего, переработав, отправят на экспорт. А мы, придя зимой в магазин, своей черники не увидим.


В райпо сообразили, спохватились, что что–то не так, закупочную цену подняли до 25 тысяч, но и предприниматели не растерялись — накинули к своим 30 тысячам еще пять. И снова все повторилось — ягоды понесли тому, кто больше платит. Сегодня черника уже отходит, предприниматели готовы забирать ее по 40 тысяч за килограмм и больше, только приноси.


Я рассказал про чернику, про то, что происходит на Витебщине. Теперь на очереди брусника — ягода не менее полезная и вкусная. Хочется, чтобы не получилось с ней так, как с черникой. Хочется зимой увидеть ее на полках наших магазинов.


А яблоки? Год на них урожайный — сады ломятся. Тут, надо отдать должное, райпо подсуетилось. Принимать начали рано, но цена удивительная. Килограмм стоит всего 400 рублей. Вы видели в магазине или на рынке яблоки за такую цену? Я не видел даже в десять раз дороже... Деревенские сады начинают пустеть. Под старыми деревьями белеют мешки, суетятся с корзинами и ведрами люди. Грузят на тележки, на повозки и везут в магазин, возмущаясь грабительской ценой. Есть и альтернативный вариант: тяжелые мешки можно отвезти на винзавод — там цена почти вдвое выше, но дорога, транспорт, погрузка–выгрузка. Одним словом, морока.


Но и тут на сцене появились предприниматели. Они готовы платить на 200 рублей больше. Согласны даже подъехать к саду, чтобы принять собранное. Они довезут яблоки до места быстро, с минимальными потерями. А в деревенском магазине они ждут своего часа несколько дней. Когда их пересыпают в кузов автомобиля, то половина уже гнилые, сок из них течет сквозь щели. Водители смеются, от назойливых ос отмахиваются.


К чему я клоню? Мне кажется, что все поняли. Хочется сменить эту картинку. Чтобы было, как у Гоголя: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...»


ladzimir@tut.by


Советская Белоруссия №156 (24537). Вторник, 19 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter