Издержки прогресса?

Письмо в редакцию гродненца Николая Кукина стало одним из откликов на публикацию Андрея Новикова «Аккумулятор без идей»...
Письмо в редакцию гродненца Николая Кукина стало одним из откликов на публикацию Андрея Новикова «Аккумулятор без идей». Автор напомнил, что «беспризорный» аккумуляторный электролит — далеко не единственная опасная субстанция, содержащаяся в машине. «А сколько попадает в землю отработанных автомобильных масел? — пишет Николай Николаевич. — По самым скромным подсчетам, астрономическая цифра получается — 8 тысяч тонн в год!» Н.Кукин вспоминает, что во времена СССР на каждой заправочной станции стояли специальные емкости: слил старое масло, залил новое — и никаких проблем! Теперь АЗС оборудованы компьютерами, везде евроремонт, светятся неоновые огни, но емкостей для «отработки» нет! «Накладно и недосуг бизнесмену заниматься делом, которое не приносит дохода, — констатирует наш читатель. — Но если бы государство обязало торговцев нефтепродуктами платить за ущерб, причиненный природе, они, не сомневаюсь, проблему сразу решили бы». В пример Николай Николаевич приводит Литву, где инспектора экологической службы систематически обследуют территории гаражных кооперативов, различных фирм, фермерских хозяйств. Обнаружили следы несанкционированного слива масла — оштрафовали на тысячу евро, будь то руководитель крупного предприятия или частник–автолюбитель.

После статьи Андрея Новикова в редакцию позвонил Эдуард Смулько, заместитель директора ОАО «Инвет», расположенного в поселке Бигосово Верхнедвинского района. Эдуард Иосифович рассказал, что еще в 1992 году начальник конструкторского бюро электрооборудования Минского тракторного завода Клебанов написал памятную записку, где утверждал, что существует технология переработки старых аккумуляторных батарей и создания на их основе новых. Привел названия фирм в Австрии и Германии, успешно освоивших это производство. В начале 90–х потребность в автомобильных батареях в Советском Союзе удовлетворялась лишь на 65 процентов, поэтому в своей записке Клебанов говорил о целесообразности создания такого перерабатывающего предприятия на территории Беларуси. Идею поддержало руководство завода «Зооветинструмент», правопреемником которого сейчас стал «Инвет». Совместно с МТЗ был составлен протокол о намерениях, получено «добро» в «Белагромаше»... Но почему–то процесс не пошел. «После распада СССР о проекте и вовсе забыли, — говорит Эдуард Иосифович. — И я бы, наверное, не вспомнил, если бы тема не всплыла в «СБ».

Суть линии по переработке в следующем: бэушный аккумулятор разрезается пополам. Кислота используется вторично либо нейтрализуется и утилизируется. Свинец переплавляется. Не пропадают и корпуса — из них можно делать сырье для асфальтовых заводов. Переработанную начинку батареи остается поместить в новую пластмассовую упаковку.

По мнению замдиректора «Инвета», для реализации проекта необходимо заручиться господдержкой, подключить лучших специалистов, включить проект в государственную инвестиционную программу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter