Мария Кожевникова снялась в фильме «Батальонъ» в роли графини Натальи Татищевой. Ради этого актриса подстриглась «под ноль». Фото: Виктор ВАСЕНИН
— Маша, что для вас было главным в работе над ролью?
— Во время подготовки к кинопроекту я буквально жила в той эпохе: просматривала хронику тех лет, изучала другие материалы — все, что имело отношение к тем трагическим событиям. Мне было крайне важно не просто понять, а прочувствовать ту внутреннюю силу и мотивацию, которая побудила молодых устроенных в жизни девушек не раздумывая пойти на фронт почти на верную гибель...
— Слово «война» для меня не пустой звук. Мой дедушка Валентин Николаевич Трофимов, участник Великой Отечественной войны, много рассказывал мне о ней. Я очень мечтала, чтобы он увидел нашу картину, но в ноябре прошлого года его не стало. И хотя «Батальонъ» посвящен событиям Первой мировой, для меня это кино прежде всего дань уважения участникам всех войн.
— В двух словах, о чем фильм?
— О знаменитом в свое время «Батальоне смерти» под командованием Марии Бочкаревой, батальон был создан в Петрограде по приказу Временного правительства в 1917 году. В стране революция и разруха, армия на грани разложения. И вот для подъема морального духа солдат организуется этот женский батальон, в который записывались девушки из самых знатных и знаменитых дворянских родов России. В июне 1918 года отряд из 200 человек прибыл в действующую армию под белорусскую Сморгонь. На фронте девушки подавали пример храбрости мужчинам, но при этом оставались слабым полом — со своими мечтами и надеждами.
— На чьей стороне создатели фильма: тех, кто хотел продолжать войну до полной победы, или на стороне тех, кто хотел ее прекратить?
— У тех и других была своя правда, и я не хочу никого судить. Важно другое: подвиг «женского батальона» был благополучно «забыт» советскими историками, и лишь сейчас стало возможным рассказать правду.
— Как вам предложили роль?
— Моя история на этом проекте началась более трех лет назад. За это время поменялись концепция, продюсерский состав, сценарий. Это сложная по своим масштабам работа, и кастинг также был непростой. Я должна была сниматься в роли Веры Скрыдловой. Но моя беременность повлияла не только на смену роли (в итоге я сыграла графиню Наталью Татищеву), но и на сценарий: если раньше в картине была только жертвенная смерть, то теперь в ней появилась и жизнь. Думаю, что фильм от этого только выиграл.
— Вас тоже подстригли налысо?
— Да, как и других актрис.
— Тяжело было принести волосы на алтарь роли?
— Морально я была готова к этому. А когда прочитала сценарий, у меня даже сомнений не возникло — это такая малость, расстаться с волосами, по сравнению с тем, с чем пришлось расстаться этим молодым женщинам...
Кстати, актеры из массовых сцен тоже побрились наголо, и это невзирая на то, что в кадре, возможно, они появятся только на несколько секунд. На «Батальоне» все работали на пределе своих сил и возможностей. Нужно было много бегать в тяжелой амуниции с ружьем, стрелять. Это не так легко, у одной нашей девушки все время заедал затвор. До этого я не видела таких массовых батальных сцен. Это была первая машинная война. В дело тогда пошли прыгающие мины–лягушки, отравляющие вещества, в воздух поднялись первые самолеты. Говорят: «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал». Через эти окопы прошли будущие маршалы Малиновский и Шапошников. В память об этом сражении 1 августа 2014 года в Сморгони Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота открыл памятник «Крылатый гений солдатской славы».
— На Каннском кинофестивале вы представили «Батальонъ» как часть мирового киноальманаха.
— Да, планируется выпустить международный альманах WWI о Первой мировой войне. Он будет состоять из четырех новелл, которые снимут режиссеры из Великобритании, Франции, Германии и России.
В память о сражении под Сморгонью 1 августа 2014 года Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота открыл здесь памятник «Крылатый гений солдатской славы»
— Как работал с актерами режиссер Дмитрий Месхиев?
— Я бы сказала, что жестко. Физические нагрузки на съемках были просто фантастические. Мы преодолевали полосы препятствий, из сцены в сцену бегали по песку в тяжелой амуниции с ружьями. Все как в той военной жизни: падали, набивали синяки... В фильме есть эпизод, когда мою героиню избивают. Обычно драки снимают условно, тебя никто не бьет на самом деле. Но у Месхиева свой подход: меня били взаправду, и если режиссер не слышал увесистый шлепок, а сидел он далеко, то дубль не считался. Так мы сделали с десяток дублей, и к вечеру у меня так раздуло щеку, что она напоминала флюс. Но могу сказать, что я еще легко отделалась, другие актрисы пострадали на съемках больше: кто нос себе сломал, кто выбил зубы... И все же я благодарна за эти испытания. Благодаря им, мы хоть на чуток смогли приблизиться к той эпохе, к тем событиям. К тому же я вышла на площадку через две недели после родов, не хотела подвести съемочную группу.
— Ребенок в это время был с няней?
— Ванечка был с мужем и с моей мамой, она переехала к нам, как только он появился на свет. Поначалу не планировала брать с собой сына на съемки, но, расставшись с ним, поняла, что не вынесу разлуки. Вернулась в Москву и забрала его с собой вместе с мамой.
— Сколько длились съемки?
— Съемки проходили в Питере и Пскове и заняли в общей сложности шесть месяцев, не считая зимнего перерыва.
— Где снимали битву под Сморгонью?
— В Пскове были выстроены специальные декорации.
— Фильм должен был выйти к 100–летию Первой мировой войны, но выходит спустя полгода. Почему?
— Съемки оказались более масштабными, а еще мешала погода: осенью шли проливные дожди, декорации размывало.
Подвиг «женского батальона» был благополучно «забыт» советскими историками, и лишь сейчас стало возможным рассказать правду. Фото: WDSSPR.RU
— Расскажите о партнерах.
— Маша Аронова играет Марию Бочкареву, причем у нее поразительное внешнее сходство с героиней. Помню, приехала в Санкт–Петербург на пробы, увидела стены, сплошь увешанные фотографиями той эпохи, на них — девушки из батальона и, конечно же, фото самой Марии Бочкаревой — одной из первых женщин–офицеров русской армии. И мне сразу бросилось в глаза сходство Ароновой с Бочкаревой. Проект подружил меня с многими интересными людьми, с Аней Худовой. Пожалуй, она одна из моих лучших партнерш. Талантливая актриса, хотя пока еще малоизвестная. Надеюсь, что «Батальонъ» станет трамплином для Ани, чтобы получить заслуженное признание зрителей.
— Кого играл Марат Башаров?
— Керенского. Марат погрузился с головой в материал о своем герое. Керенский прожил долгую жизнь, и в конце пути его спросили, что надо было сделать, чтобы предотвратить трагедию России. Керенский ответил: «Убрать одного человека!» — «Кого?» — «Меня!» К концу жизни к нему пришло осознание ошибок.
— Снимаетесь сейчас?
— Нет. Я сделала исключение только для этой картины...