Горе от вина

Чаша терпения измеряется стаканами?
Чаша терпения измеряется стаканами?

Однокомнатная квартира минчан Пащенко превратилась в сущий ад. Сын Клавдии Ивановны Михаил после развода с женой запил, потерял работу. Стал поднимать на мать руку. Что Клавдии Ивановне оставалось? Обратилась к участковому. По решению суда дебошир был направлен в лечебно–трудовой профилакторий. Через 8 месяцев «выздоровел» и налег на крепкий градус пуще прежнего. А нынешней осенью вновь отправился по знакомому маршруту — в ЛТП.

К сожалению, рецидив в таких ситуациях не редкость. Месяцы вынужденной трезвости сменяются «праздником жизни». Иные «рекордсмены» возвращаются в стены упомянутого режимного учреждения по несколько раз. Можно, конечно, спорить об эффективности этой меры. Однако, как известно, курс лечения должен быть полным. А зачастую время трудотерапии, отмерянное судом любителям принять на грудь, сокращается по настойчивым просьбам тех же родственников. Подобная «благотворительность» во многих случаях оборачивается против самих сердобольных просителей.

Одна супружеская чета пожалела своего великовозрастного сына. Родители, люди почтенного возраста, буквально завалили обращениями администрацию профилактория и районное управление органов внутренних дел: дескать, верните чадо домой. В конечном итоге домочадцам пришлось разменять трехкомнатную квартиру в центре Минска: дальнейшее общее проживание в прямом смысле слова угрожало жизни и здоровью пожилых людей.

Гораздо сложнее гасить семейные конфликты, если домашний очаг, образно говоря, поджигают с двух сторон: пьют и муж, и жена. В таких случаях яблочко от яблони уж точно недалеко падает. Свежий случай. Недавно одного из участковых Советского РУВД вызвали на семейный скандал: супруга после лишней рюмки повздорила с мужем–собутыльником. На милиционера в дверях с кулаками набросился их несовершеннолетний сын. Оказалось, парень тоже навеселе. Как говорится, не один острый угол — целый треугольник. Главу семейства решили направить в ЛТП. Хранительница очага в беседах с участковым вроде бы и изъявляла желание взяться за ум, да боялась, что муж найдет собутыльников на стороне. Глядишь, на расстоянии пример супруга будет не столь заразительным.

Сотрудники службы профилактики ГУВД Мингорисполкома прекрасно понимают: проблемы так называемой семейно–бытовой сферы нужно решать комплексно. Как говорится, не кнутом единым. Тому же семейному скандалисту, терроризирующему в пьяном угаре своих близких, делается не одно предупреждение, а целых три. Сбор документов для передачи в суд начинается только после трехкратного привлечения «непросыхающего» возмутителя спокойствия к административной ответственности, то есть когда уже чаша терпения и семьи, и милиции переполнена, а выпивоха так и не одумался. Принудительное лечение, конечно, — крайняя мера. Но в некоторых случаях единственно верное решение. Пока домашний буян заключен в жесткие рамки «сухого закона», его родные получают хоть какую–то передышку. Нередко за это время семьи успевают решить жилищный вопрос. Скажем, приобрести для непутевого родственника квадратные метры на общей кухне. При наличии свободной жилплощади суд может принять решение о выселении неудобного жильца. Правда, это половинчатая мера. Переселенец начинает досаждать уже новым соседям. Поэтому до градуса кипения стараемся ситуацию не доводить. Ищем новые подходы к решению проблемы. В частности, в Минске уже практикуются совместные выезды участковых, педагогов, медиков и соцработников на те же семейные скандалы. Пытаемся воздействовать на смутьянов, как говорится, всем миром. Покраснев однажды перед «общественным судом», многие наши подопечные стараются избежать повторного разбирательства.

Особая наша забота — квартиры с репутацией притона. Заведется один «проходной двор» — и весь дом живет как на пороховой бочке. Именно в таких «точках» торгуют ядовитыми суррогатами — дополнительная головная боль милиции. В последнее время наметилась положительная тенденция: количество «плохих» квартир уменьшилось. Это результат многих профилактических мероприятий, в том числе связанных и с принудительным лечением от алкоголизма. Хозяева «домашних трактиров», как правило, люди опустившиеся. Душеспасительные беседы с ними вести поздно. Остается одно: поместить владельца пристанища в ЛТП.

Лучше, конечно, если человек сознательно принимает решение бороться с недугом. Увы, большинство бытовых пьяниц, состоящих на учете в наркологических диспансерах, добровольно избавляться от пристрастия к спиртному не желают. Не скрою, хотелось бы видеть более высокий результат работы лечебно–трудовых профилакториев. Очевидно, нужно внедрять новые формы и методы организации лечения и реабилитации больных алкоголизмом. Но отказываться от практики направлять пьющих нарушителей общественного порядка в ЛТП явно преждевременно.

Справка «СБ»

В 2006 году в Минске в ЛТП для медико–социальной реабилитации направлено более 700 человек, в том числе 100 представительниц слабого пола. В состоянии алкогольного опьянения совершено 5,5 тысячи преступлений. Выявлено 80 правонарушений, связанных с изготовлением, хранением или приобретением крепких спиртных напитков домашней выработки. Изъято более 18 тонн фальсифицированной спиртосодержащей жидкости.

О фактах изготовления и торговли самогоном или продажи спиртного с рук руководство ГУВД Мингорисполкома просит сообщать на «горячую линию»: 270–55–01.

Юрий СОРОКИН, начальник управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter