«Формула-1». Гран-при США. Кто-то теряет, кто-то находит

Переехав на несколько недель на американский континент, «Формула-1» не перестала притягивать внимание миллионов зрителей к борьбе на трассе лучшей в мире двадцатки гонщиков. И пусть досрочный 3-й титул действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена слегка подпортил основную интригу этого чемпионата, страсти на автодроме в Остине по ходу Гран-при США имели место быть.


Североамериканская публика не избалована Большими призами. До недавнего времени жителям США, которых считают гурманами в области проведения мероприятий автоспорта, это «престижное блюдо» от «Формулы-1» подавалось лишь раз в год. Но с приходом к власти новых владельцев, которым Берни Экклостоун продал свое детище на старости лет, чемпионат стал активно осваивать этот регион. И в нынешнем сезоне в США, согласно утвержденному FIA календарю, проходят уже три Гран-при. В мае это был Майами, в прошедшее воскресенье – Остин, а в ноябре еще предстоит Лас-Вегас.

Причем в Остине местной публике был сделан еще и подарок в виде спринтерского формата гоночного уикенда. Такого эксклюзива удостоены в этому году лишь 6 автодромов.

Спринт

Субботняя квалификация и спринт прошли при явном преимуществе лидера команды «Ред Булл». Голландский чемпион был быстрее всех на зачетном квалификационном круге, завоевав право стартовать с первого места. И в самой спринт-гонке, в которой пилоты проходят лишь одну треть дистанции, ограниченной по времени 30 минутами, Макс Ферстаппен ни на секунду не потерял своего лидерства.


На этом фоне выступление его напарника Серхио Переса в очередной раз было не очень выразительным. Стартовав 7-м, мексиканец сумел к финишу добраться лишь до 5-го места.

Что же касается остальных команд, то весьма примечательным, на мой взгляд, было то, что помимо «Ред Булл» борьбу за места на подиуме уверенно вели «Феррари», «Мерседес» и «МакЛарен». Причем именно лидеры этих команд сражались между собой, преследуя Ферстаппена, в то время как «вторые номера» пытались оказать сопротивление прорывающемуся на более быстрой машине Пересу.    

В итоге в первой четверке к финишу произошло лишь одно изменение по сравнению со стартовым порядком. Льюис Хэмилтон обогнал еще на старте Шарля Леклера, финишировав вторым. Ландо Норрис на своем «МакЛарен» в свою очередь не сумел совершить обгон болида итальянской скудерии, хотя и прессинговал своего соперника до последних метров дистанции этой укороченной гонки. В награждении участвовали именно эти три гонщика.      


Главная квалификация

Субботние спринтерские баталии призваны развлечь публику. Куда интереснее смотреть за борьбой пилотов между собой, чем на унылые проезды машин перед трибунами во время свободных заездов. Ведь по ходу тренировок как такового сражения нет. Там идет своеобразный накат километров, благодаря которому инженеры стремятся найти оптимальные настройки для машин, а пилоты ищут пределы своего мастерства и потенциала болидов, чтобы пройти зачетный круг как можно быстрее.   

Спринт в любом случае вынуждает гонщиков сражаться между собой. И по его результатам даже даются зачетные очки. Пусть не так много, как в основной гонке. В субботу победитель получает 8 очков, за второе место дают 7 и так далее до 8-го места.

Помимо субботних баталий спринтерский формат хорош еще и тем, что фактически на главную квалификацию, время которой перенесено на вечер пятницы, пилоты и команды выезжают без должной подготовки настроек. Ведь теперь им приходится всего за одну сессию свободных заездов выполнить программу, которую при обычном  формате они осуществляют за три. И предполагается, что даже у лидирующих команд могут быть неожиданные просчеты. И это должно, по замыслу организаторов подобной спринтерской новинки, привносить дополнительную интригу в ход гоночного уикенда и затем самой гонки.


Пожалуй, в Остине мы имели тому подтверждение. Квалификационные результаты первой десятки пилотов были очень близки, и замыкающий гонщик проехал свой зачетный круг всего на 0,8 сек. медленнее обладателя поула. Им, кстати, оказался не привычный для нас в этом году Макс Ферстаппен, а Шарль Леклер. Монегаск сумел выиграть уже в третий раз в этом сезоне квалификационные заезды. Всего же у пилота скудерии это случалось 21 раз в его формальной карьере. Леклер – один из тех, у кого количество поулов значительно больше, чем число одержанных побед. Их всего у Шарля 5. Для примера у Макса Ферстаппена на сегодняшний день 30 поулов против 50 побед.  

Кстати сказать, интригу перед гонкой создал именно голландский чемпион. Пытаясь улучшить свое время, в решающей попытке пилот «Ред Булл» допустил небольшую ошибку и выехал за пределы трассы. Его результат тут же был аннулирован стюардами, и в итоге Макс вынужден был стартовать лишь с 6-го места. Правда, его напарник Серхио Перес даже в этом случае не смог обойти Макса. Мексиканец на стартовой решетке вынужден был готовить свою машину лишь на 9-й позиции.

Гонка

С первого ряда вместе с обладателем поула стартовал Ландо Норрис. Похоже, пилот «МакЛарен» уже вполне обжился в лидирующей группе. Новинки, которыми инженеры британской «конюшни» снабдили свои машины, позволили команде вернуться в борьбу за подиумы после провальной середины сезона. Так бывает в гонках: не все новинки работают с пользой. И именно умение вовремя распознать допущенные промахи и затем их оперативно устранить отличает сильные команды от слабых.  

На втором ряду Льюис Хэмилтон на старте был вместе с Карлосом Сайнсем. Испанский пилот, напомню, единственный в этом сезоне, кто сумел не на машине «Ред Булл» выиграть гонку. И он действительно в этом году заметно прибавил, фактически опережая на данный момент своего напарника и «первого номера» итальянской скудерии Шарля Леклера в личном зачете. 



С третьего ряда в гонку уходили Джордж Рассел и Макс Ферстаппен. Именно такое распределение пилотов на стартовой решетке давало надежду на то, что победа действующему чемпиону если и достанется, то не так легко, как в большинстве гонок этого сезона.

«А вы, друзья, как ни садитесь…»

Старт, как, впрочем, и вся последующая гонка, обошелся без выездов машины безопасности. Хотя на ее появление на трассе надеялись многие. Это позволило бы поиграть в «угадайку» с моментом смены и выбора шин. За счет подобных хитростей даже у середнячков порой появляется шанс на успех. Но не в этот раз.

На старте Шарль Леклер уступил свое лидерство Ландо Норрису, а Льюис Хэмилтон пропустил вперед себя Карлоса Сайнса. Хуже всех в лидирующей группе стартовал Джордж Рассел. Он не только позволил Максу Ферстаппену без труда пройти вперед, но еще пропустил Оскара Пиастри на «МакЛарен» и Эстебана Окон на «Альпине».

Когда пелотон разогнался, ситуация стала выравниваться. Более быстрые машины совершали обгоны, благо, что особенности автодрома в Остине позволяли это. Таким образом, Льюис на 5-м круге вернул себе 3-ю позицию, обогнав Карлоса, а затем пару кругов спустя британский чемпион обошел и Шарля Леклера. Казалось, что основная борьба за победу должна была бы теперь вестись между Норрисом и Хэмилтоном. Однако Макс Ферстаппен не потерялся среди неуступчивых соперников. Он упорно прорывался вперед, хотя и не всегда чисто.


Если его обгон «Феррари» Сайнса был выполнен корректно, то вот вторую машину итальянской скудерии Ферстаппен откровенно вытеснил с трассы. Шарлю Леклеру пришлось даже проехаться по траве, однако стюарды, слегка пораздумав, решили не наказывать действующего чемпиона. Мол, имел место обычный гоночный инцидент. Позволю себе с этим не согласиться. В подобной ситуации любого другого гонщика неминуемо настиг бы штраф, но Максу, с удивительным постоянством, подобные шалости прощаются.

Понятно, что любое судейство, даже самое строгое, всегда подвержено субъективному влиянию, так сказать, зависит от человеческого фактора. Недаром же критики все более сетуют по поводу того, что нынешняя система контроля и развития технологий позволяет призвать на службу электронный разум для бесстрастного судейства инцидентов на трассе. Увы, пока такой подход не находит применения в «Формуле-1».

Помнится, в былые времена стюарды не боялись жестко наказывать и даже дисквалифицировать чемпионов. А сегодня Макс Ферстаппен даже в ранге досрочного действующего чемпиона вполне может чувствовать себя неприкасаемым. Сколько уже было случаев, когда ему прощалось такое, за что другие пилоты обязательно получали наказание.

Не удивительно, что все чаще и чаще на трибунах в отношении голландца слышен неодобрительный свист и гул болельщиков. Не замечать этого Ферстаппен не может, но неуемное желание побеждать любой ценой превалирует над здравомыслием. А о великодушии со стороны Макса по отношению к другим пилотам и говорить не приходится. Что поделаешь, этот голландский герой таков, какой он есть, взращенный «Формулой-1» как символ ожиданий нового поколения молодежи.   

Юбилейная победа чемпиона

Пит-стопы, которые в команде «Ред Булл» традиционно провели с большим успехом, позволили австрийской «конюшне» удачно отработать стратегию и тактику гонки. Ферстаппен сумел выйти на первое место ровно на отметке середины дистанции. Остальное было, как говорится, делом техники. На финиш Макс приехал первым. Льюис Хэмилтон попробовал было на последних кругах приблизиться к лидеру за счет более мягких шин, полученных британцем на последней остановке в боксах, но безуспешно. 


После финиша под подиумом вместе с Максом Ферстаппеном, одержавшим 50-ю победу в карьере, давали интервью Льюис Хэмилтон и Ландо Норрис. Однако даже после награждения победными кубками оказалось, что ситуация с распределением мест на финише может измениться. Так оно и вышло. Взяв выборочно 4 машины на контроль, инспекторы FIA обнаружили несоответствие толщины контрольной планки под днищем кузова на болидах Шарля Леклера и Льюиса Хэмилтона. Оба были дисквалифицированы. И если монегаск лишился своего 6-го места, то Льюису пришлось возвращать даже кубок за второе. Согласитесь, не самые лучшие мгновения в жизни гонщиков.

В итоге Карлос Сайнс оказался в протоколе 3-м, и теперь его преимущество над своим напарником Шарлем Леклером составило уже 20 очков. Вряд ли в «Феррари» в оставшихся гонках будут отдавать предпочтение монегаску в выборе стратегии. Испанец по праву отвоевал себе право «первого пилота», по крайней мере, хотя бы на оставшиеся 4 гонки.     

Таким образом, престижную «шестерку» на финише замкнули Серхио Перес, Джордж Рассел и Пьер Гасли, сумевший показать высокий результат на своей «Альпине».


Помимо Хэмилтона и Леклера, пострадавших от решений FIA, фактически финишный флаг не увидели еще трое пилотов. Эстебан Окон и Оскар Пиастри допустили столкновение на первом круге, и по очереди оба были вынуждены сойти по техническим причинам, которые были вызваны этой аварией. За 7 кругов до финиша сошел с дистанции и Фернандо Алонсо. Команда сказала, что это связано с повреждениями днища. Обычная история для испанского чемпиона. Если он в силу каких-то причин не может финишировать в зачетной «десятке», где раздаются очки, то он предпочитает под любым предлогом, чаще всего техническим, сойти с дистанции, сэкономив моторесурс двигателя своей машины, а заодно и потешив свое самолюбие. Ведь сойти с трассы для любого именитого пилота все же лучше, чем финишировать за пределами «очковой зоны».

Следующий этап пройдет всего через несколько дней в Мексике. И там он состоится уже в классическом формате без спринта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter