Евгений Евстигнеев

Актеры советского кино
В воскресенье на ОНТ в 14.20 мы увидим «Зимний вечер в Гаграх»

Казалось бы, об актере Евгении Евстигнееве зрители знают все до мельчайших подробностей: неоднократные браки, его службу в «Современнике», скандальный уход из МХАТа, странную смерть в лондонской больнице...

Мы любим всех сыгранных им персонажей — от уголовника до профессора, и ему всегда безоговорочно верили. Наверное, люди с невероятным чувством ритма жизни, с незамыленным глазом на события чаще рождаются «вдали от шума городского», в провинции.

Евгений Евстигнеев появился на свет 9 октября 1926 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Детство его прошло на городской окраине. Женя был поздним ребенком: он родился, когда матери, Марии Ивановне, было 32, а отцу, Александру Михайловичу, почти 60 лет. Родители актера отношения к искусству не имели, оба работали на заводе. Сценой был увлечен старший брат Сергей, сын Александра Михайловича от первого брака.

Отец умер, когда Жене было всего шесть лет. Воспитывала будущего актера мать, простая женщина, окончившая всего два класса сельской школы. Но все, кто общался с матерью Евгения, отмечали в ней врожденную интеллигентность. Словом, это качество передалось сыну. Во всяком случае, так отмечают все, кто близко знал Евстигнеева.

Во время войны 14–летний Женя пошел сначала электромонтером в строительную контору, а затем — учиться в техникум дизелестроения. Он был единственным и главным мужчиной в семье: умер его отчим. Мать была категорически против того, чтобы сын стал актером. У нее были для этого веские причины. Дело в том, что брат Евгения, Сергей, пострадал именно из–за «актерства». Незадолго до войны Сергей таинственным образом исчез. До Марии Ивановны дошли слухи, что он умер, вероятно, в тюрьме.

Легенда гласит, что у актера был исключительный музыкальный талант от рождения. Евгений начал в свободные вечера играть в джаз–оркестре при Доме культуры им. Ленина. (Возможно, поэтому герои Евстигнеева из фильмов «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» органичны и естественны на эстрадной сцене.) В самодеятельном оркестре на талантливого ударника, черт–те что вытворявшего с барабанными палочками, обратил внимание директор Горьковского театрального училища... Но судьба с родным городом не сложилась: после училища его не пригласили в горьковский драмтеатр. Евгений уехал во Владимир. Там ему сразу приклеили ярлык «комик». Выход Евстигнеева на сцену всегда сопровождался смехом, и вообще публика так бурно реагировала на его появление, что некоторых особо рьяных поклонников выводили из зала. Например, в спектакле «Третья молодость» у Евстигнеева была роль парторга, и актер изо всех сил старался докопаться до глубин своего персонажа. Результатом такого углубления стало то, что даже в серьезных сценах зрительный зал умирал от смеха и по требованию заслуженной артистки, игравшей главную героиню, Евстигнеева сняли с роли...

После — Москва. На прослушивании в Школе–студии МХАТ он читал монолог Брута из «Юлия Цезаря» Шекспира. «Римляне, сограждане, друзья!» — возвестил Евгений перед комиссией и, не меняя интонации: «Извините, забыл!» О забывчивости Евстигнеева ходят анекдоты. Волчек (супруга в то время Евстигнеева. — Прим. автора) рассказывала, как однажды на ее спектакль «На дне», где Евстигнеев играл Сатина, пришел польский режиссер Анджей Вайда, обожавший актера. Галина Борисовна знала, что монолог «Человек — это звучит гордо...» Евстигнеев всегда произносил своими словами, и попросила его перед спектаклем повторить текст. Но со сцены вновь прозвучал монолог, укороченный до нескольких слов и знаменитого евстигнеевского мычания. «В ужасе я шепнула Анджею: «Извини, он забыл текст». Но Вайда, зачарованный игрой Евстигнеева, ответил: «Галя, того, что он сказал, вполне достаточно».

Волчек вспоминает: «Вдруг в моей жизни появился великовозрастный выпускник Школы–студии МХАТ: старше меня на семь лет и «деревенского» происхождения. Он разговаривал так, что некоторые обороты его речи можно было понять только с помощью специального словаря. Внешне мой избранник выглядел тоже странно: лысый, с длинным ногтем на мизинце, одет в бостоновый костюм лилового цвета на вырост (а вдруг лысеющий жених вытянется), с жилеткой поверх «бабочки» — летней трикотажной рубашки с коротким рукавом, у воротника поверх молнии величаво прикреплялся крепдешиновый галстук–бабочка. Таким явился Женя в наш дом. Поначалу папа пребывал в смятении...»

Но вернемся к советскому кино. Первую большую роль он получил только в 1964 году — в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Помните начальника пионерлагеря Дынина? Евстигнеев сделал его по–советски величественным дураком, этот образ сразу же принес актеру всесоюзную славу. А после сыгранной в «Семнадцати мгновениях весны» роли профессора Плейшнера он стал узнаваем на улице. Интересно, что среди героев, воплощенных Евстигнеевым, было шесть профессоров и вообще он часто играл интеллигентов и аристократов. Еще во времена работы во Владимире он ездил на «Мосфильм», и там его занесли в картотеку актеров, годных на роли белых офицеров, дворян и прочих носителей голубой крови — при его абсолютно пролетарском происхождении.

От недолгого брака с режиссером Галиной Волчек остался сын Денис — ныне известный кинорежиссер.

Той женщиной, которую полюбил Евгений Евстигнеев и ради которой оставил семью, была актриса «Современника» Лилия Журкина. Из–за Евстигнеева Лилия рассталась с мужем, который, как говорили, обожал ее всю жизнь. В 1969 году у Евстигнеевых родилась дочь Маша — ныне актриса.

Со временем отношения между новыми семьями Евгения Евстигнеева и Галины Волчек стали дружескими. Волчек даже готовила Машу к поступлению в театральный институт. Когда жена Евстигнеева начала выпивать, Галина уговаривала ее найти в себе силы побороть болезнь. В 1986 году Лилия умерла, говорили даже, что она покончила с собой. «Нет, — отрицает эти слухи дочь, — ее смерть не имеет отношения ни к алкоголю, ни к самоубийству. У мамы было тяжелое хроническое заболевание».

Ирина Цывина — последняя жена актера — была студенткой Школы–студии МХАТ, где Евстигнеев профессорствовал. Разница в возрасте составляла 35 лет. Об этом браке, если вы помните, поначалу ходило много слухов. «Для меня Ален Делон — не мужчина, так, красавчик, а Евгений Александрович — мужчина. Он был опорой всем своим женам. Лилию обеспечивал, потому что она долго ничего не играла, и обеспечивал хорошо. Заботился о детях и переживал, что они не общаются», — вспоминала Цывина. Библиографы отмечают, что эта любящая и преданная молодая супруга не просто скрасила, а расцветила последние годы жизни Евстигнеева.

Известно, что в конце 80–х годов между друзьями Евстигнеевым и Ефремовым получился разлад. Режиссер МХАТа Олег Ефремов предложил уйти знаменитому актеру: «Если ты больной — уходи на пенсию». И Евгений Александрович ушел.

Сегодня очевидно, старость Евстигнеева явно была бы грандиозной, микеланджеловской. В 1988 году случилась роль, о которой говорят все восхищенно, — профессор Филипп Филиппович Преображенский в «Собачьем сердце». Способность к перевоплощению была у актера фантастической, но этот фильм превзошел все ожидания. Режиссер картины Владимир Бортко вспоминал, что в самом начале съемок, буквально в первом кадре, из кооперативного магазина с пакетом краковской колбасы вышел... Плейшнер. Бортко крикнул: «Стоп! Евгений Александрович, профессор так не ходит». На что Евстигнеев ответил: «Не надо мне рассказывать, я уже одного профессора играл». — «Но это совсем другой! Это Менделеев!» Актер минуту подумал, зашел в магазин, и, когда дверь снова открылась, перед съемочной группой предстал не Плейшнер, не Менделеев, а именно профессор Преображенский. Бортко был поражен этой мгновенной метаморфозой.

Последним спектаклем Евстигнеева был «Игроки ХХI», поставленный Сергеем Юрским...

Первый инфаркт случился у Евстигнеева в 1981 году во время гастролей в Архангельске. Продолжительная болезнь привела весной 1992 года на операцию в Лондон, куда Евстигнеев вместе с Ириной улетел 1 марта. В СМИ и в мемуарах твердят одно: он был полон творческих сил, хотел только «подправить мотор», собирался выйти на сцену.

5 марта в палату Евстигнеева пришел доктор, который стал подробно, с рисунками рассказывать, как будет проходить операция. Евстигнеев выслушал врача, побледнел и... умер. В эту свою последнюю роль — человека со вскрытым сердцем — он, как всегда, вжился до конца...

Иного объяснения никто не дал.

Подготовила Жанна ВАСАНСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter