Дворы в законе

Эти скульптуры поднимают настрой

Эти скульптуры поднимают настрой


Памятники, как известно, обычно ставят известным писателям, политикам, военачальникам, общественным деятелям. Но с недавнего времени среди увековеченных все чаще появляются и менее серьезные персонажи. Девочка с зонтиком и изящная длинноногая красавица в Михайловском сквере в Минске, бабка с семечками у входа на «Комаровку», почтальон с велосипедом у кинотеатра «Октябрь». Моду на городские скульптуры постепенно переняли и райцентры. Изюминка Шклова — бронзовый огурец, Бобруйска — солидный бобр в костюме. Есть еще яйцо, буква «ў», кубик Рубика, Буратино. В Березе недавно появилась фигура Афони — героя популярного советского фильма. Чем не конкурент березовский сантехник минскому бронзовому фотографу? Но иногда работы «мастеров» из глубинки больше напоминают творчество воспитанников детского сада. А ведь установлены они у всех на виду.


Цемент прочней бронзы


Когда у здания одной из частных фирм в Березе появилась скульптура слесаря–сантехника Борщева, горожане к ней долго присматривались. Кому–то фигура очень напомнила исполнителя главной роли Леонида Куравлева, кто–то, напротив, черт известного советского актера не разглядел: нос островат, губы слишком тонкие... А вот кто его «вылепил», жители Березы не интересовались: стоит себе и стоит, даже забавно, когда в городе есть такой эксклюзив.


— Решили поставить Афоню перед нашим магазином сантехники, — улыбается директор частной фирмы Владимир Сас. — Будет хорошей рекламой. Скульптора нашли быстро — она из нашего города. Попросила мужа каркас сделать, а потом сама выполнила скульптуру Афони. Когда установили — клиентов сразу прибавилось.


Таких скульптур, как эта, в городе хватает. Медведи с бочонком меда у входа в сквер, лебеди, раскрасневшаяся бабка, которая парит веником беззубого дедка у городской бани, чистильщик сапог недалеко от местного банка. Сначала персонажи были в диковинку: как–то не шли в сравнение с серьезными городскими монументами — памятниками Ильичу и воинам–«афганцам» — эти саркастичные статуэтки.


— Как только у бани появилась эта парочка, сотрудники отдела культуры райисполкома возмутились, — оглядывает парящихся стариков скульптор Наталья Ярмольчук, — мол, слишком раскованно, да и сделано не из бронзы, а из обычного цемента. Но ведь уличная скульптура устанавливается на время и выполняется из недорогих материалов, не понравится — и снести не жалко.


В самом деле издалека кажется, что цементные фигурки, покрашенные блестящей краской, из бронзы. Безусловно, объективно оценить качество исполнения может только опытный скульптор. Но жителям до творческих нюансов дела нет — им нравится, и это главное. Пусть стоит.


Смеха ради


Правда, заглядываются на городские скульптуры порой вовсе не потому, что очень нравится. Наоборот, они могут вызывать страх, неприязнь или саркастичную ухмылку. К примеру, в Гомеле со ставшими уже своеобразной «фишкой» города разноцветными бетонными яблоками соседствуют странного вида бронзовые кроты. Такое ощущение, что вылезающие из земли полуметровые животные скопированы с персонажей не какой–нибудь детской сказки, а фильма ужасов.


В Горках Могилевской области недалеко от здания департамента охраны МВД установили скульптурную композицию: бревенчатый дом, розовощекий мужичок везет на телеге мешки с картошкой, а на лавочке под окошком его терпеливо ожидает пышногрудая супруга. Издалека кажется, что все это разноцветное чудо сделано из папье–маше. Подходишь ближе — отнюдь: добротное дерево, значит, простоит творение еще долго. А многим хотелось бы снести его уже сейчас...


— Уж лучше бы газон какой сделали, — предлагает местный житель Дмитрий Хотулев, который постоянно ходит мимо скульптур в центре города. — А то над этими фигурками только посмеяться можно — какие–то они кособокие, иногда даже кажутся уродливыми. Зачем такие посреди города ставить? У себя во дворе — пожалуйста.


С одной стороны, можно долго обвинять мастеров, изготовивших подобные статуэтки, в непрофессионализме и безвкусии. С другой — может, деревянные изваяния — местный колорит?


— Автор этих работ — тракторист, — замечает главный архитектор Горецкого райисполкома Виктор Беляев. — Есть у него желание делать фигурки из дерева, вот и помогает обустроить пустое пространство, разнообразие какое–то внести в жизнь горожан. И пусть это сделано не совсем профессионально — жители Горок в основном не против: рассматривают, фотографируются.


А профессиональные скульпторы местным властям не по карману? «Конечно, проблема и в этом», — не скрывает архитектор. И задумывается о том, чтобы установить в Горках памятник науке, ведь в Горецкой сельскохозяйственной академии учатся около 8 тысяч студентов–очников. Так что, возможно, вскоре в городе появится зачетная книжка или огромный студенческий билет в бронзе. И закажут ее профессионалу.


Личное мнение


Константин Селиханов, скульптор:


— Конечно, в небольших городах памятники и скульптуры не всегда хорошо выполнены. Видимо, их авторы думают, что для глубинки и так сойдет. К тому же не всякий председатель райисполкома согласится нанимать профессионального мастера, чтобы тот вылепил качественную скульптуру. Лучше обратиться к местным умельцам: далеко ходить не надо, много платить — тоже. Хорошо еще, что делается все это из материала, который долго не простоит, — из дерева, цемента. А вот когда появляется скульптура из бронзы с уймой изъянов — тут уж стоит задуматься, оставлять ли ее на городской улице.


Кстати


В Украине установлен памятник человеческой жадности. Причем жадность эта — увесистая, 250-килограммовая, жаба, которая «душит» мужчину, женщину, старика и ребенка. По замыслу мастера алчности все возрасты покорны. В Филадельфии пошли дальше и водрузили монумент... гигантской прищепке. Но чем деревянный зажим так мил американскому народу, что в честь его воздвигли 15–метровый памятник? Оказывается, автора прищепки — скульптора Клауса Ольденбурга — только такие предметы и вдохновляют на творчество. Вот и установил мастер по всей стране памятники лопате, совку, венику, зубной щетке и даже яблочному огрызку. Кстати, о еде: в канадском городе Глендон украинские эмигранты водрузили памятник галушке: проходя мимо монумента, каждый скучающий по родине украинец печально сглатывает слюну. Пельмень–то больно похож на настоящий. А в Берлине время от времени повсюду появляются пластмассовые скульптуры медведей — геральдический символ города, — разрисованные художниками из разных стран мира. Кстати, косолапые успели попутешествовать по континентам: передвижная экспозиция была организована в Токио, Стамбуле, Сиднее, Иерусалиме, Каире, Сеуле, Вене, Штутгарте.


— Почему бы не реализовать подобный проект с белорусским символом — зубром? — предлагает арт–директор галереи «ў» Анна Чистосердова. — Нам таких скульптур не хватает. Это современно, необычно, публика бы точно оценила.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter