Фокусник, журналист и милиция выясняли, легко ли стать жертвой карманника

Держи карман

Не думала, что буду бродить по городу в надежде, что мои карманы вот–вот обчистят. Но именно в этом заключалась суть эксперимента, посвященного карманным кражам. Несмотря на то что призывы быть внимательнее к собственным вещам регулярно звучат в людных местах, нас по–прежнему обворовывают то в транспорте, то в магазине. Почему? И легко ли стать жертвой карманника? Это мы выясняли вместе со старшим участковым инспектором Центрального РУВД Минска Сергеем Анопом, пресс–офицером Татьяной Обозной и иллюзионистом Антоном Ермоленко.


Первый урок, который я усвоила: карманники прежде всего работают глазами. Ничего не подозревая, человек становится объектом их повышенного внимания. Отвлечь вас могут как угодно. Вот, например, у киоска девушка интересуется:

— А что у вас есть из сладенького?..

— Простите, — забрасывает сети Антон, отводя незнакомку в сторону и прикрывая ее сумочку картой города. — Никак не могу понять, где вот эта улица?..


И пока одна его рука гуляет по карте, вторая, будь он настоящим вором, запросто могла бы юркнуть в сумку. Девушке мы объяснили, конечно, зачем понадобился этот фокус, и попросили быть бдительнее.

Второй урок мастер тут же преподал Татьяне. Пока она рассматривала в витрине обложки журналов, наш маг дотронулся до ее плеча и одновременно вынул деньги из кармана куртки.


— Надо же, отвлеклась на то, что тронули за плечо, и не почувствовала, как обворовали, — протянула «жертва».

Еще один, прямо скажем, грубый метод мы позаимствовали у не особо виртуозных уличных воров. На тротуаре — молодой человек в штатском, он же участковый Аноп. Карманник подходит к нему сзади — и вуаля, кошелек из кармана Сергея уже достояние вора. Кстати, этот трюк позже в разных местах мы специально проделывали так, чтобы его видели прохожие. Реакция порадовала. Кто–то кричал: «Вор! Ловите!» Кто–то спешил рассказать якобы потерпевшему, что, мол, у того стащили бумажник, и вызвать милицию. Некоторые даже попытались догнать проходимца. Но были и те, кто предпочел сделать вид, будто ничего не произошло.

Рынок «Ждановичи». Участковый говорит, что здесь, как и в крупных магазинах, жертву злоумышленник найдет легко. Увлеченный покупатель, как правило, невнимателен и больше занят тем, как потратить деньги, а не тем, как их сберечь. Недавно в одном из торговых центров неуловимая криминальная фокусница обчистила сумки нескольких покупателей. Как ей это удалось, стало понятно, когда просматривали видеозаписи. Вот она внимательно высматривает жертву и, едва та отвлеклась, хватает кошелек из сумки и прячется за стеллажами. О том, что деньги пропали, посетители узнавали уже у кассы. Еще один персонаж на рынке вообще умудрился стащить два новеньких... автомобильных колеса.

— А вот и наш клиент, — Антон кивнул на темноволосую красотку в салоне свадебных платьев.


Сумка покупательницы небрежно лежит на стуле у выхода. Иллюзионист заверяет, что карманнику здесь работы на несколько секунд. На Антона, когда он вошел, никто даже не обратил внимания. Кстати, именно так и украли сумку в соседнем павильоне пару месяцев назад. Чаще всего, по словам майора милиции Анопа, воруют именно у женщин.

Идем дальше. Мужчина перед зеркалом поглаживает идеально севшее на него пальто. Ему нравится. «Беру», — он достает сложенные купюры. Но супруга советует: «Примерь лучше то». Рука с деньгами с досадой опускается в карман пиджака. В общем, примерил он и то, и это, потом еще парочку вон тех...

— Деньги он засветил, значит, вор мог их видеть. Так же, как и призывно оттопыренный внутренний карман. Смотрите, — Антон, надо сказать, человек с виду представительный, поэтому опасений ни у кого не вызывал. Перебросил через руку куртку — своеобразную ширму, которая позволит скрыть нечестные манипуляции, и вперед. Как выяснилось, вытащить деньги из кармана покупателя — пару пустяков.

Самое интересное, что «щипачом» может оказаться кто угодно. В 1994–м в Москве оперативники задержали седовласого безобидного с виду старичка, на самом же деле — авторитетного карманника по кличке Шорин. Первый кошелек он стащил в 10 лет на местном рынке, потом перешел на общественный транспорт. Другой дедуля–москвич щипал деньжата у людей, которые помогали ему подниматься на площадку автобусов да троллейбусов. В этом амплуа и работал, пока не задержали.

— Не подскажете, который час? — спрашиваю у проходившего мимо торговых рядов парня, прильнув к его кармашку почти вплотную. Ненадолго, но и этого вору было бы достаточно. Следующая «жертва» — молодой человек, которому я буквально шлепнулась под ноги: из моей раскрытой сумки на землю посыпались вещи. Он кинулся собирать. Приятно, но, наклоняясь, ему стоило бы придержать рукой карман... Это, конечно, не высший пилотаж, но главное — показать сам принцип. В общем, пока незнакомец помогал собирать мои безделушки, я торжествующе пялилась на его едва не вываливающийся из кармана кошелек. Как говорится, только руку протяни. Пришлось и этому молодому человеку рассказать о самых распространенных способах работы «щипачей» и посоветовать быть осторожнее.

Нередко подобные сценки преступники разыгрывают группами. Кто–то прикрывает, кто–то, скажем, толкает человека, а кто–то чистит его карманы. Или работают, к примеру, вдвоем: один, двигаясь впереди, внезапно останавливается, а его сообщник толкает жертву сзади и крадет, что приглянулось. Этот прием также используют на эскалаторах, в общественном транспорте при входе или выходе.


В кафе. Расселись за соседние столики, сделали заказ... Бывает ведь как? Зашел парень со спутницей кофе попить и стал жертвой карманника. Такая запись попалась мне в интернете накануне эксперимента. На видео — высокий брюнет с курткой, переброшенной через руку. Он — вор. Не зря этот персонаж уселся за спиной молодого человека: следит за обстановкой. Жертва, расплачиваясь, показала, где держит деньги, и теперь содержимое его левого кармана перекочевывает к вору. А вот и второй карман опустел. Все, больше карманнику здесь делать нечего.

Деньги из Таниной куртки, а затем и из моей в кафе Антон достал на «раз–два». А потом даже попробовал стащить что–нибудь... палочками для еды.

— А что? — говорит. — В Китае банды карманников так и действуют.

Провел он нас еще и попросив разменять крупную купюру на мелкие: когда кошелек раскрывался, отвлекал и брал оттуда, что хотел.

На остановке. Кстати, в транспорте ловкие воры запросто вытащат у пассажира кошелек, допустим, из заднего кармана брюк или из сумки, если тот лежит где–то сверху. Об этом нам тоже рассказал участковый. Могут заглянуть и во внутренний карман пиджака, расстегнутой куртки. Когда много людей, вор, к примеру, якобы читающий рядом газету, сделает это без особых усилий. И даже повернет кошелек прямо в вашем кармане, чтобы удобнее было доставать.

Антон говорит, что и на остановке, где мы ждем транспорт, преступник тоже нашел бы, чем поживиться. Ладно, усложним иллюзионисту задачу: кошелек — в сумке, она закрыта и прижата рукой.

— Ну что, Антон, ничего не выйдет? — шепнула я, запрыгивая в автобус.

Точнее, нас с Таней, как барышень миниатюрных, внутрь почти внесла толпа. И что вы думаете? Моя сумка оказывается где–то сзади, руки — одна по швам, вторая — между парочкой справа. А слева — слишком уж довольный Ермоленко. Оказывается, его взяла.

Кстати, хоть и трудно в это поверить, но иллюзионистов тоже обворовывают. У одного фокусника украли паспорт и кошелек, сам Ермоленко едва не остался без телефона.

Милиционеры рекомендуют быть внимательнее к своим вещам. К примеру, крупные купюры лучше держать в одном месте, подальше, а мелочь — в другом. В заднем кармане брюк, как и в нагрудном кармане пиджака, кошелек хранить не стоит, опасно. Если только во внутреннем кармане куртки, и то застегнутой на молнию. И еще: не следует «светить» деньги и подсказывать вору, откуда их доставать. Возможность для этого, как показал наш эксперимент, он найдет всегда.

Кстати 

О карманниках можно написать хоть целую диссертацию. У каждого «щипача»–профессионала — своя специализация. «Кроты» чистят пассажиров метро, «улочные» сливаются с толпой, «колесники» облегчают карманы и сумочки в наземном транспорте. Однако хитростью и изобретательностью отличаются не только «щипачи», но и те, кто их ловит, — сотрудники уголовного розыска. К слову, несколько групп угро минской милиции как раз и отрабатывали рынок в день нашего эксперимента.

Не знаю, как у нас (это держится в секрете), а в «карманном» отделе Московского уголовного розыска до недавнего времени даже были свои гримерная и костюмерная. Маститые воры с некоторым восхищением вспоминают о людях из этого подразделения. Переодевался опер, допустим, в маляра, клал в карман деньги, якобы только что полученные за работу, и сливался с толпой. Сам карманника выискивал, сам ему подставлялся, сам же его и ловил.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия №221 (24602). Четверг, 20 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter