Смогут ли украинские власти прийти к самоуправлению?

Дар мирной жизни надо заработать

В Киеве случились беспорядки с таким количеством жертв, которых не было со времен Майдана. Голосование Верховной рады за конституционные поправки о децентрализации, которое закончилось столь брутально, заставило задуматься, чего ждать дальше? Ведь 31 августа, в тот самый злополучный день, в Украине начался новый политический сезон. Поправки о децентрализации — лишь первый аккорд. Далее последуют местные выборы, под которые уже начинают формироваться новые блоки и союзы. И самое главное: политические силы должны наконец определиться, как они готовы способствовать установлению мира в своей стране. Минский процесс надо завершить до конца года. Минск сделал все, чтобы этот процесс имел четкую институциональную форму. Есть принятые «нормандской четверкой» соглашения. Есть рабочие группы и подгруппы, которые работают в минском «Президент–отеле». Остается только следовать четкому графику и доброй воле.

Увы, с этим в Киеве случилась напряженка. Позавчера, сразу после трагических событий, из правящей коалиции вышла Радикальная партия Олега Ляшко. Воинственная риторика и синхронность этих действий заставляют задуматься, что салют у стен Рады не был случайным. Киевские политики, как только начинается дележка власти, сразу начинают говорить на разных языках. Политологи не сомневаются, что действия Ляшко направлены именно на собственную политическую выживаемость. Перед избирателями надо выделиться. Вот он и выделяется... К сожалению, подвергая при этом отрицанию все, что было сделано до этого по мирному минскому процессу. Эта в общем–то национальная традиция сегодня становится опасной для всего мира.

Как заметил Сергей Лавров, выступая позавчера перед студентами МГИМО и имея в виду минские соглашения, «этот документ — уже не просто какая–то политическая прихоть, он одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН. Это уже не та ситуация, когда политическую декларацию можно каким–то образом «замотать».

Да, в выполнении этого серьезного международно–правового обязательства важны конкретные дела. И многое реально сделано на минской площадке. Год назад прошло первое заседание контактной группы по Украине на нашей территории. Тогда мало кто мог даже представить, в какой большой международный формат это выльется. Рассуждали так: но что может Беларусь в такой большой политической игре? Но вскоре те сугубо рабочие, никем не афишируемые контакты в минском «Президент–отеле» дали основания для встречи «нормандской четверки» в Минске. А договоренности лидеров, в свою очередь, вылились в 13 пунктов Минска–2. Над их выполнением работают уже четыре рабочие подгруппы. Все это именно дела. И они, не побоюсь этого вывода, очень помогли президенту Петру Порошенко, который во время первой же инаугурационной речи заявил: «Я — президент мира».

Надо сказать, и Петр Порошенко успел многое сделать, чтобы воплотить свой мирный план в жизнь. Главный сторонник поправок о децентрализации Украины — это сам президент. Сразу после своего избрания в июне 2014 года он озвучил мирный план для Донбасса, предусматривающий передачу дополнительных полномочий в регионы. Далее, ему удалось создать коалицию в Верховной раде, благодаря которой принимались нужные законы. Так, уже в сентябре 2014 года Верховная рада одобрила внесенные президентом законопроекты: об амнистии за участие в событиях «русской весны» и об особом порядке самоуправления в мятежных районах Донбасса.

Следующий раунд состоялся уже этим летом — это изменения в Конституцию. Главный аргумент президента в пользу децентрализации: Украина должна выполнять минские договоренности, чтобы не допустить полномасштабной войны с Россией.

Так что мирный процесс — практический в Минске и политический в Киеве — шел. А все эти обстрелы и возобновления боев — отвлекающие маневры для успокоения патриотов, которые вечно жаждут реванша.

Реванша в этом деле — войне в Донбассе — нет и не может быть. И потому, когда Порошенко 31 августа вынес на голосование изменения в Конституцию, авторитетные политологи заявили: «...в них живет дух Минска». Действительно, стало ясно, что Киеву придется идти на такую форму урегулирования, которая устраивала бы всех. Как бы это ни называлось — «особый статус» или «особый порядок местного самоуправления». Политическая осень близится к зениту, для того чтобы в декабре подвести итоги всего процесса.

...Конечно, срыв этого процесса выглядит чистым безрассудством. Есть такое понятие — «социальный интеллект». Его еще называют «особый социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, социальное приспособление. Способность жить мирно и есть такой дар, впрочем, в украинских условиях требующий еще много работы над собой.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 168 (24798). Четверг, 3 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter