Больше газа — меньше ям

Выражение «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» уже давно воспринимается без иронии...
Выражение «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» уже давно воспринимается без иронии. Но упоминая об увеличении количества личных авто, мы в первую очередь подразумеваем города, задыхающиеся от автомобильных пробок. А о глубинке по–снобистски забываем, будто там до сих пор самый распространенный транспорт — телега с лошадью. Однако и на селе автомобилей более чем предостаточно. Если же пересчитать их количество на душу населения, то окажется, что некоторые райцентры и поселки давно уже «переплюнули» города...

...Поселок Елизово Осиповичского района, где я недавно побывал в командировке, — среди небольших населенных пунктов Могилевщины один из самых автомобилизированных. На учете в ГАИ — 607 машин, принадлежащих местным жителям. Но это, возможно, не окончательная цифра. Ведь есть и те, кто ездит по доверенности.

Я все недоумевал: откуда у елизовцев деньги на приобретение авто? Ведь для того чтобы получить кредит в банке, нужно и зарплату иметь соответствующую. А как прилично заработать в глубинке? Оказалось, средний заработок в Елизово — под 700 тысяч рублей. Некоторые зарабатывают значительно больше. Например, получкой полтора миллиона здесь не особо кого удивишь. Около тысячи местных жителей (треть населения поселка) работает на стеклозаводе — контрольный пакет акций предприятия принадлежит иностранному инвестору. Еще около сотни человек заняты на производстве местного предпринимателя Николая Синкевича. В общем, проблема безработицы здесь решена.

У Синкевича, к слову, самая дорогая машина в Елизово — «Мерседес» Е–класса. Когда попросил Николая Ефимовича показать «крутейшую» машину поселка, он обиделся: «Аналогичного автомобиля и во всем районе нет...» Остальные катаются на западном «сэконд–хэнде». Самой популярной называют ту машину, «на которую хватает денег».

И все–таки елизовским автолюбителям не позавидуешь: у них масса проблем, незнакомых водителям из больших городов. Сравнительно недавно даже для того, чтобы заправиться, приходилось ехать почти за 30 километров. Сейчас вопрос снят: на окраине поселка появилась АЗС «Белоруснефти».

А вот со станцией техобслуживания все наоборот: когда–то существовала, да закрылась. Хотя на ремонт сюда приезжали не только из окрестных деревень, но и из Бобруйска. Так что даже для того, чтобы «переобуть» колеса, нужно ехать за несколько десятков километров. А вот с мелкими поломками можно обратиться в гаражи — к «народным умельцам».

— Все, конечно, не сделаем, — добродушно ухмылялись Саша и Толя, встреченные у открытого бокса, — но чем можем — поможем. Правда, за какую–то сложную работу вряд ли возьмемся: нет качественного оборудования. Из инструмента у нас только ключи да голова.

Когда зашел разговор о состоянии местных дорог, елизовские автовладельцы весьма дипломатично охарактеризовали их «чуть лучшими, чем в России». На самом деле в приличном состоянии здесь только центральная улица, являющаяся частью трассы Борисов — Бобруйск. На остальных — сплошные выбоины, ямы да колдобины: ездить без риска повреждения подвески весьма проблематично. Председатель поселкового Совета Григорий Александрович рассказал, что когда–то вся коммунальная сфера числилась на балансе стеклозавода — предприятие и наводило порядок. Сейчас же поселок находится в ведомстве районных коммунальных служб, у которых, видимо, руки до дорог Елизово не дошли. Так что у местных вся надежда на владельца стеклозавода г-на Муравьева, который уже много чего добился и, безусловно, обратит внимание на состояние дорог. Тем более что он руководит федерацией велоспорта, стало быть, имеет к дорогам непосредственное отношение. Так, во всяком случае, мне говорили с надеждой местные...

Кстати, хотя в поселке отличные тротуары, местные жители почему–то любят ходить по проезжей части. Отсюда и многие аварии. То машина зацепит ребенка, гуляющего под присмотром матери, то на проезжую часть какой–нибудь пацан выскочит.

...Выскажу парадоксальную мысль: в больших городах автомобиль — часто роскошь. Его покупают для того, чтобы стоять в пробках. Лучшим средством передвижения в больших городах является именно общественный транспорт. Сколько раз, бывая в Москве, приходилось бросать машину на парковке и, чтобы успеть на встречу вовремя, спускаться в «подземку». В небольших населенных пунктах, наоборот, без машины трудно — крестьяне, к примеру, ездят на них за покупками. А вот с сопутствующим сервисом и удобствами — явные проблемы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter