Казахстан ослабил национальную валюту вслед за Россией и Украиной

Банковские курсы не должны теряться в море конъюнктуры

Казахстан ослабил национальную валюту...
казахстан, теньге, девальвацияНациональный банк Казахстана принял решение о сокращении валютных интервенций и свел к минимуму свое вмешательство в процесс формирования обменного курса. В результате доллар в этой стране за один день подрос с 155,5 теньге до 185. Явление могло бы остаться за скобками пристального внимания, если бы оно не укладывалось в русло общих тенденций, которые наблюдаются на рынках стран - ближайших партнеров.

Под знаком ослабления вмешательства в курсообразование прошел весь прошлый год в России. Итогом стало понижение стоимости рубля примерно на 7 процентов. Этот процесс еще больше ускорился в январе и лишь чуть замедлился в последние дни. Однако эксперты предрекают, что заморожен он не окончательно. Кто-то поговаривает о том, что дальнейшее понижение курса будет идти вплоть до отметки в 40 российских рублей за доллар. Такое мнение обосновывается дальнейшей перспективой удешевления нефти, цена которой в России оказывает непосредственное влияние на стоимость денег.

По пути снижения стоимости национальной валюты пошла и Украина. На прошлой неделе ее курс был установлен на отметке 8,7 гривны за доллар. Прежнее значение 7,9930 до этого удерживалось с июля 2012 года. Но растущий разрыв между официальными котировками и курсами обменных пунктов заставил пойти на одномоментную корректировку.

В сущности, в соседних государствах мы сегодня наблюдаем то, через что Беларусь прошла в 2011 году. Тогда после понижения официального курса Нацбанк объявил об отказе устанавливать жесткие его параметры на будущее. За основу взята модель свободного курсообразования на основе спроса и предложения. При минимальном участии главного банка в этом процессе. Если только того не требуют резкие колебания конъюнктуры. И до настоящего времени эта система сбоев не давала.

Если посмотреть на изменение стоимости белорусских денег в течение последнего года, несложно заметить, что и их цена тоже плавно понижалась. На 1 января 2013 года официальный курс составлял 8.570 рублей за доллар. На сегодня - 9.690. То есть американская валюта прибавила в цене примерно 13 процентов, что в общем-то коррелирует с плавной девальвацией в России или одномоментными акциями в Украине и Казахстане. И тем не менее на сегодня актуальным остается вопрос: насколько устойчива тенденция удешевления региональных валют?

С учетом опыта прошлого года этот тренд приобрел действительно глобальный характер. Девальвационные процессы были характерны для экономик стран в самых разных частях света: Бразилии, Аргентины, Южной Африки, Турции, ряда других государств. Конечно, как у них, так и у нас валютная политика формируется на основе как внутренних, так и внешних факторов. Поэтому есть и в Беларуси свои причины для колебаний ситуации на рынке. Основная из них - поступление в страну валютной выручки. При высоких объемах запасов продукции на складах, росте дебиторской задолженности ее поток мельчает. Поэтому проблемы такого порядка в центре самого пристального внимания руководства страны. Однако внешний фон тоже сбрасывать со счетов нельзя.

Вряд ли будет здесь уместно ставить вопрос в жесткой, конкретной проекции: нужна ли Беларуси девальвация или нет? Если да, то до каких пределов? Да, есть экономическая сторона вопроса: если дешевеют деньги государств - основных торговых партнеров - это осложняет жизнь нашим производителям и экспортерам. А она у них сегодня и так не самая сладкая. Значит, приходится быть в общем тренде? Возможно. Однако известно, что сама по себе быстрая девальвация дает лишь кратковременный положительный эффект для роста конкурентоспособности экономики. Далее следует шлейф не самых хороших последствий социального характера. Но самое главное, нужно четкое видение, как действовать в более отдаленной перспективе.

Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации профессор Георгий Гриц замечает, что в случае понижения стоимости национальной валюты надо иметь четкое представление, на какие сферы возложить основной груз неизбежных издержек. Их всего четыре: внешние заимствования, бюджет, субъекты хозяйствования и население. И очевидно, что ни одна из них в полной мере не может на себя полностью взять весь груз сполна. Однако, что еще более важно, обращает внимание эксперт, это необходимость разработки четкой и понятной стратегии движения на обозримую перспективу. Если в силу совокупности внутренних и внешних причин и придется предпринимать некие непопулярные меры, то надлежит получить своего рода кредит доверия населения и бизнеса. То есть такая стратегия должна давать исчерпывающие ответы на вопросы: почему предпринимается тот или иной шаг, какие он несет последствия, в течение какого времени и каким образом будут компенсированы вероятные нежелательные последствия? При этом должен быть ясно представлен и круг лиц, ответственных за реализацию такой стратегии.

Что ж, резонно. Глобальная конъюнктура, как видно, сложна и упрощаться вряд ли будет. Поэтому варианты планов нужны на каждый случай. И все же социальный фактор в них должен занимать центральное положение. Экономика должна работать на пользу людям, а не только самой себе. Это аксиома, и доказательств она не требует.

Советская Белоруссия №27 (24410). Среда, 12 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter