Как создавалось полотно Валентина Волкова "Минск 3 июля 1944 года"

«А вот я на картину не попал»

Как создавалось полотно Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года», рассказал внук художника
В выпуске «СОЮЗа» за 12 февраля ветеран Великой Отечественной войны из Екатеринбурга Дмитрий Суворов поделился воспоминаниями о том, как стал героем полотна белорусского художника Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года», посвященного освобождению столицы Беларуси от немецко–фашистских оккупантов. К слову, эта дата отмечается как День Независимости страны.

Сергей Волков: Все, что изображено на полотне, не плод авторской фантазии моего деда, а документальный факт. Фото: Сергей Лазюк / РГ
Фото: Сергей Лазюк / РГ

Картину живописец создавал более 10 лет — с 1944 до 1955 года. Ее премьера состоялась в Москве, на Декаде белорусского искусства. После этого шедевр собирались разместить в минском Доме правительства. Но по настоянию директора Государственного художественного музея БССР Елены Аладовой передали в экспозицию этой галереи. Здесь творение знаменитого мастера можно увидеть и сегодня. Правда, долгое время масштабная работа размером 275 на 526,5 сантиметра лежала в запасниках. Достали полотно оттуда в 2005 году. Таким образом, сейчас есть повод отметить две годовщины — 60–летие самой картины и 10–летие ее возвращения зрителю.

Волков был очевидцем событий 3 июля 1944 года, когда Красная Армия выбила немцев из Минска. Он пережил годы оккупации, встречал освободителей. Поэтому все, что рисовал на полотне, — это не плод авторской фантазии, а документальный факт, — утверждает внук Валентина Волкова — Сергей Анатольевич. Вместе с ним корреспондент «СОЮЗа» отправился в Национальный художественный музей, чтобы еще раз пристально вглядеться в лица изображенных на картине героев. И вспомнить, как она создавалась.

— Знаю, что дед приглашал позировать для картины солдат из дивизии, стоявшей в Уручье, под Минском, — рассказывает Сергей Анатольевич. — Он сам их выбирал, и командиры ради такого дела, конечно же, отпускали бойцов. А большинство героев — это жители минских улиц Некрасова (здесь находилась мастерская художника), Беломорской, Восточной. Дед ходил по домам, встречал людей прямо на улице и звал в свою студию. Запечатлены на картине и мой отец — Анатолий Валентинович, и мать — Зинаида Иосифовна. Они изображены с правой стороны танка. Отец пожимает руку танкисту, а мама подает букет цветов.

Сергей Волков: Все, что изображено на полотне, не плод авторской фантазии моего деда, а документальный факт. Фото: Сергей Лазюк / РГ

Картина писалась на глазах Сергея Волкова. Он вспоминает, как бегал в мастерскую деда: «Там можно было потрогать настоящие автоматы и винтовки». Правда, сам Сергей на картину деда не попал.

До 1978 года полотно экспонировалось в Государственном художественном музее БССР. А потом легло в запасники... Лишь в 2005–м его достали из фондохранилища по личному настоянию Сергея Волкова. Мы стоим с ним в экспозиции у творения деда и внук, кстати, тоже художник, с гордостью повествует о том, как добился возвращения шедевра к публике:

— Долго мне отказывали в этом. Говорили, что полотно потребует реставрации, а это дорого. Но когда его сняли с барабана — а оно было скатано в рулон — то выяснилось, что сохранилось в идеальном состоянии. А почему? Потому что дед работал по методике старой художественной школы, еще царских времен. Соблюдал технику нанесения красок. И они держатся до сих пор.

Волков создал множество этюдов и эскизов главной картины своей жизни, прежде чем нанести на основное полотно последние штрихи. Все эти рабочие варианты образов, предстающих перед нами сегодня в музейном зале, можно увидеть в запасниках. По подсчетам Валентины Войцеховской, ведущего научного сотрудника отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея, из более чем 90 живописных работ Волкова, хранящихся в фондах, около четверти — это этюды и эскизы к труду «Минск 3 июля 1944 года». Из 129 графических произведений, находящихся в фондах, 97 посвящены картине «Минск 3 июля...»

По сути, Волков этим полотном воздвиг себе рукотворный памятник. Ведь о многих мастерах его эпохи сегодня никто, кроме искусствоведов не вспоминает. А о нем — говорят и помнят.

Как это было

В освобождении Минска 3 июля 1944 года отличился командир танкового взвода 1–го танкового батальона 4–й гвардейской танковой бригады (2–й гвардейский Тацинский танковый корпус, 31–я армия, 3–й Белорусский фронт) гвардии младший лейтенант Дмитрий Фроликов.

В течение 2 июля взвод Дмитрия Фроликова в составе 2–го гвардейского танкового корпуса совершил почти шестидесятикилометровый бросок и к вечеру вышел на подступы к столице Белоруссии. Всю ночь длился ожесточенный бой.

3 июля 1944 года красноармейцы были уже на окраине Минска, а через два часа ворвались в город с северо–востока. Первой на улицы белорусской столицы вступила 4–я гвардейская танковая бригада под командованием полковника О. А. Лосика. А первым экипажем, ворвавшимся в столицу Белоруссии, был экипаж Дмитрия Фроликова. В состав его экипажа входили старший сержант П. Карпушев, сержанты В. Зотов, В. Косяков, В. Костюк.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Фроликову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1952 году в честь подвига советских танкистов, первыми ворвавшихся в Минск, был установлен памятник–танк (Т–34) у Окружного Дома офицеров. На постаменте надпись: «Доблестным воинам 4–й гвардейской Минской Краснознаменной ордена Суворова II степени танковой бригады 2–го гвардейского Тацинского Краснознаменного ордена Суворова II степени танкового корпуса, вступившим первыми в Минск 3 июля 1944 г. при освобождении его от немецко–фашистских захватчиков».

Досье «СОЮЗа»

Валентин Викторович Волков (1881–1964)

Выходец из Орловской губернии. Дед был профессиональным крепостным художником. Отец работал портретистом в Ельце.

Валентин Волков принимал участие в художественных выставках с 1903 года. В 1907–м закончил Пензенское художественное училище, после этого его зачислили в Петербургскую академию художеств. В 1918 году в Петрограде занимался убранством города к годовщине Октября. С 1919 года преподавал в народной художественной школе Велижа, в 1923–1929 годах в Витебском художественном техникуме, основанном Марком Шагалом. Писал портреты М. Горького, Я. Купалы, оформлял книги белорусских писателей. В 1953–1964 годах преподавал в Белорусском государственном театрально–художественном институте (ныне Белгосакадемия искусств).
В 1955 году получил звание народного художника БССР.

Валентин Волков является автором рисунка Государственного герба БССР, утвержденного в 1927 году и с изменениями просуществовавшего до 1991 года. Принятый на республиканском референдуме 1995 года новый Государственный герб Республики Беларусь является художественным вариантом символа, созданного Волковым.

Прямая речь

Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея Республики Беларусь:

— Картина «Минск 3 июля 1944 года» стала «визитной карточкой» художника Валентина Волкова. При создании полотна он придал дню освобождения Минска от немецкой оккупации черты триумфальности, изобразил современное ему событие, используя приемы классической живописи, что неслучайно для воспитанника петербургской академической школы. Особую смысловую нагрузку несет городской пейзаж, конкретизируя время и место действия — район от улицы Ленинской до площади Свободы с руинами зданий и возвышающимися над ними монументальными башнями костела Имени Пресвятой Девы Марии.

Художник точно передал ощущение счастья, которым были охвачены жители Минска в то солнечное июльское утро, приветствуя солдат–освободителей. Картина «Минск 3 июля 1944 года» занимает особое место в искусстве Беларуси, являясь своего рода эмблемой Победы и радости освобождения родного города и страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter